В настоящее время для принятия решения наряду с количественными факторами экономического развития предприятий все более выдвигаются качественные. Основные критерии оценки качества транспортного обслуживания (рисунок 2).
Рисунок 2 – Критерии оценки качества транспортного обслуживая
Качество работы транспорта – это совокупность свойств системы, которые обусловливают ее способность удовлетворять потребности организации в транспортном обслуживании при минимальных затратах. Если отразить качество применяемых форм организации транспортного обслуживания в виде целевой функции, то она будет выглядеть следующим образом:
C = Cэксппл. +Спр. => min, (1)
где Cэксппл.– эксплуатационные затраты, связанные с приобретением и эксплуатацией подвижного состава, тыс. руб.;
Спр. – затраты, связанные с простоями основного производства из-за отсутствия транспорта, тыс. руб.
Ниже представлена оценка эффективности транспортного обслуживания, выполненная для дорожно-строительной организации.
Транспортное обслуживание осуществлялось как собственными силами СУ, так и силами привлеченных организаций, которые выполняли 45% от объема транспортных услуг. Причиной столь высокой доли субподрядных работ стала невозможность закупить или отремонтировать специальную технику для выполнения транспортных услуг и технологических операций по строительству и ремонту дорог. Наибольшую долю в объеме оказываемых транспортных услуг занимала автобаза n. В ходе оценки использования транспорта СУ и автобазы n проведен анализ основных технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава (рисунок 3).
Рисунок 3 –
Основные эксплуатационные показатели работы подвижного состава СУ и автобазы (2005 г.)
Как видно из рисунка 3, коэффициент технической готовности подвижного состава автобазы n составляет 0,81, в СУ – 0,72, что свидетельствует о более высоком уровне технической исправности и готовности подвижного состава автобазы для перевозочной работы, хотя только 47% технически исправной техники выходит на линию. Поскольку эксплуатационные расходы являются важным показателем работы как автотранспортной, так и дорожно-строительной организаций и одним из главных факторов повышения эффективности производства, проанализировали их. В среднем эксплуатационные затраты на один автомобиле-час работы подвижного состава в автобазе ниже, чем в СУ в среднем на 24%. Это непосредственно влияет на планово-расчетные цены услуг автотранспорта, рассчитываемые на основе сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и технологических автотранспортных цен. При сравнении планово-расчетных цен по видам автотранспорта СУ и автобазы n за 2002 г., мы выявили, что устанавливаемые цены автобазы ниже на 8-22%, а на услуги тягачей (КамАЗ-5410) – на 70% [3].
После проведения первичного анализа эффективности транспортного обслуживания силами СУ и автобазы n выявлено, что транспортные услуги автобазы n являются более предпочтительными, но для принятия окончательного решения необходимо было подробно проанализировать транспортные издержки. Для анализа издержек привлекался соответствующий инструментарий, отражающий затраты по каждому решению и оценивающий их. Как показали расчеты, затраты на транспортное обслуживание дорожно-строительной организации в структуре себестоимости СУ составляют 31% (47350,78 тыс. руб.), из них 45% – затраты на услуги сторонних организаций. Таким образом очевидно, что передача транспортной функции автобазе n представляется вмешательством в структуру предприятия [3].
Еще одним обстоятельством такого вывода может быть анализ затрат на перевозку груза, с точки зрения надежности, времени доставки, сохранности груза при перевозке. Схема выбора формы транспортного обслуживания с помощью ранжированных систем критериев (таблица 2) заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков полученного по алгоритму, приведенному на рисунке 4.
Рисунок 4 –
Алгоритм выбора формы транспортного обслуживания (перевозчика)
Таблица 2 – Основные критерии выбора формы транспортного обслуживания
Содержание критериев |
Ранг |
Надежность времени доставки |
1 |
Затраты (тарифы) на транспортировку |
2 |
Общее время доставки |
3 |
Готовность (гибкость) перевозчика к изменению тарифа |
4 |
Финансовая стабильность перевозчика |
5 |
Техническая готовность подвижного состава |
6 |
Наличие дополнительного оборудования грузопереработки |
7 |
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке |
8 |
Сохранность груза (потери, хищения) |
9 |
Экспедирование |
10 |
Квалификация персонала |
11 |
Мониторинг |
12 |
Готовность (гибкость) перевозчика к изменению сервиса |
13 |
Гибкость маршрутов |
14 |
Процедура заказа |
15 |
Качество организации услуг продаж транспортных услуг |
16 |
Специальное оборудование |
17 |