Из приведенных данных следует, что в силу континентального климата по маршруту полета температура воздуха на высотах полета меняется незначительно. Разница в отклонениях от температуры в СА составляет 2-3 °С.
Для оценки количественного влияния многолетнего температурного режима на предельно допустимую высоту полета воспользуемся типом ВС – ТУ-154Б-2.
Зависимость предельно допустимой высоты от полетного веса в СА.
Тип самолета |
Полетный вес, т |
Нпр д, м |
Ту-154 |
86 |
11000 |
80 |
11400 | |
74 |
11700 | |
≤70 |
12000 |
Изменение предельно допустимой высоты полета от изменения температуры воздуха описывается формулой:
∆Hпр.д = - κ ∆t,
где ∆Hпр.д – изменение потолка или предельно допустимой высоты полета за счет отклонения температуры от СА;
κ – Эмпирический коэффициент, показывающий, на сколько изменяется предельно допустимая высота полета при отклонении температуры от СА на 1°С. Для турбореактивных самолетов κ ≈ 50 м/1º∆t;
∆t – отклонение температуры от СА на соответствующем уровне.
Номограммы, характеризующие данное изменение высоты полета нанесены на аэрологическую диаграмму для рассматриваемых полетных масс. По графикам, нанесенным на аэрологическую диаграмму, выполнены расчеты предельно допустимых высот полета для рассматриваемых пунктов, температур и полетных масс. Результаты представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5. Максимально допустимые высоты ВС ТУ – 154Б-2 по маршруту Екатеринбург-Новосибирск в марте, по результатам многолетних наблюдений за атмосферой.
полетный вес, т |
Екатеринбург |
март Hпр при tса |
Новосибирск | ||||
Hпр при tср |
Hпр при tmin |
Hпр при tmax |
Hпр при tср |
Hпр при tmin |
Hпр при tmax | ||
86 |
10835 |
11575 |
10125 |
11000 |
10665 |
11160 |
10075 |
80 |
11205 |
12075 |
10535 |
11400 |
11075 |
11575 |
10525 |
72 |
11525 |
12415 |
10875 |
11700 |
11380 |
11965 |
10860 |
70 |
11825 |
12710 |
11175 |
12000 |
11730 |
12225 |
11175 |