Надежность – свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных рамках и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Данные о надежности компонентов являются основой для принятия и изменения интервалов проведения работ.
В результате полного исследования и анализа надежности агрегатов, систем и отдельных элементов конструкции самолета авиакомпаний American Airlines и SAS выявили закономерность, характеризующую коэффициент отказов в зависимости от времени эксплуатации изделий.
Коэффициент отказов у большинства установленных на самолете агрегатов, систем и отдельных элементов конструкции (около 90%) с течением времени остается постоянным (см. графики А, Б, В, табл. 11) и лишь у небольшого числа агрегатов (около 10%) интенсивность отказов является возрастающей функцией от наработки (графики Г, Д, Е).
Таблица 11
Зависимость интенсивности отказов от наработки и распределение этих агрегатов на примере авиакомпаний American Airlines и SAS
Зависимость интенсивности отказов от наработки |
Распределение агрегатов (%) ВС | ||
American Airlines |
SAS | ||
А |
|
68 |
65 |
Б |
|
14 |
15 |
В |
|
7 |
11 |
Г |
|
5 |
4 |
Д |
|
2 |
1 |
Е |
|
4 |
3 |
Рассмотрим методику определения интервалов на примере отказов топливных насосов двигателя. Для начала необходимо собрать статистику по отказам, допуская, что ни один из насосов не был снят из-за выработки ресурса (все насосы отказали).
Возможны три основных случая распределения отказов по наработке (табл. 12).
Таблица 12
Распределение отказов по наработке
Наработка в часах |
Количество отказов | ||
Случайные отказы |
Отказы приработки |
Отказы из-за наработки | |
0-1000 |
10 |
26 |
3 |
1001-2000 |
9 |
19 |
5 |
2001-3000 |
10 |
15 |
8 |
3001-4000 |
11 |
12 |
13 |
40001-5000 |
10 |
9 |
21 |
5001-6000 |
11 |
7 |
21 |
6001-7000 |
9 |
5 |
13 |
7001-8000 |
9 |
4 |
9 |
8001-9000 |
11 |
2 |
5 |
9001-10000 |
10 |
1 |
2 |
Сумма |
100 |
100 |
100 |