Лонжероны являются основными элементами силового набора крыла и оперения. Они представляют собой продольные балки или фермы, воспринимающие полностью или частично изгибающий момент и поперечную силу крыла.
Расчет будет проводиться для переднего лонжерона крыла, конструктивно-силовая схема которого – балочная. Балочные лонжероны наиболее выгодны в весовом отношении при больших интенсивностях нагрузок, при средних и малых строительных высотах, чем ферменные. Они представляют собой двухпоясную балку со стенкой, подкрепленной стойками, которые могут использоваться также для присоединения нервюр к лонжерону.
Форма поперечного сечения – двутавр, так как двутавровое сечение имеет преимущество в весовом отношении по сравнению со швеллерным при больших интенсивностях нагрузки.
По технологическим признакам – лонжерон сборочный, клепаной конструкции, с монолитными поясами.
В качестве расчетного сечения выбираем сечение с координатой
, ,
.
- изгибающий момент, воспринимаемый крылом в расчетном сечении;
- поперечная сила, действующая на крыло.
Значения МΣизг и мы берем из курсового проекта по прочности.
Расчетная схема и нагрузки, действующие на крыло, представлены на рис. 18.
В расчетном сечении крыло имеет следующие размеры:
b=2.24 м –длина хорды в расчетном сечении;
H1л=0,256 м – высота переднего лонжерона;
H2л=0,144 м – высота заднего лонжерона;
X1л=0,2 b=0.448 м – расстояние от носка крыла до переднего лонжерона;
X2л=0,75 b=1.68 м – расстояние от носка крыла до заднего лонжерона.
Распределение изгибающего момента между лонжеронами пропорционально квадратам их строительных высот, примем, что лонжероны воспринимают 70% всего изгибающего момента, тогда:
;
;
;
где H1=0.256м – высота переднего лонжерона,
H2=0.144м – высота заднего лонжерона,
тогда соответственно:
;
.
Поперечная сила Q распределяется пропорционально высотам лонжеронов, т.е.:
,
отсюда имеем:
где Q1 – поперечная сила, воспринимаемая передним лонжероном;
Q2 – поперечная сила, воспринимаемая задним лонжероном.
Запишем данные, необходимые для расчета лонжерона:
;
Рассчитаем пояса лонжерона.
Проектирование поясов лонжерона
Выбор материала поясов лонжерона определяется весовым анализом и конструктивно-технологическими соображениями.
Применение поясов из одной марки материала имеет свои преимущества, т.к. при этом соблюдается единый технологический процесс, отпадает необходимость в технологических разъемах по длине поясов, более плавно происходит течение усилий по поясам лонжерона. При высоких температурах должны применяться нержавеющая сталь и титановые или теплостойкие дюралюминиевые сплавы. Поэтому в качестве материалов поясов будут рассмотрены сплавы Д16Т и 30ХГСНА. Характеристики этих материалов приведены в таблице 6.
Таблица 6. Механические свойства материалов
Материл |
σв, МПа |
Е, Мпа |
ρ, кг/м3 |
Д16Т |
440 |
|
2800 |
30ХГСНА,σд=1,2σт |
1600 |
|
7850 |
Для таврового сечения параметр В определяет половину ширины пояса, поэтому при расчете необходимо пользоваться значением как исходным.