Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при такте сгорание – расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Кривошипно-шатунный. Механизм состоит из блока цилиндров с картером, головки цилиндров, поршней с кольцами, поршневых пальцев, шатунов, коленчатого вала, маховика и поддона картера.
Рис. 2.12. Кривошипно-шатунный механизм двигателя СМД-14БН:
1 – венец маховика; 2 – пальцы ведущие; 3 – маховик; 4 – поршень; 5 – палец; 6 – кольцо стопорное; 7 – шатун; 8, 12 – соответственно верхний и нижний вкладыши шатуна; 9 – коленчатый вал; 10 – блок шестерен; 11 – крышка шатуна; 13 – винт.
кривошипный механизм коленчатый ремонт
Кривошипно-шатунный механизм состоит из следующих деталей: поршней с кольцами и пальцами, шатунов, коленчатого вала и маховика. Поршни размещены в цилиндрах, которые установлены в блок-картере, закрытым сверху головкой цилиндров.
Блок-картер является главной корпусной деталью двигателя, которую выполняют в виде общей отливки из чугуна. Верхнюю часть, где расположены все цилиндры, называют блоком цилиндров, а нижнюю уширенную часть, где расположен коленчатый вал, называют картером. Внутри картера имеются перегородки, которые придают ему жесткость, а также служат опорами для коленчатого вала. Нижние части перегородок, передняя и задняя пенки блок-картера имеют специальные приливы, которые совместно с крышками образуют постели для вкладышей коренных Подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников надежно закреплены в картере.
К передней обработанной стенке блок-картера прикреплен картер распределительных шестерен с крышкой, а к задней стенке – картер маховика. К нижней части блок-картера крепится при помощи болтов стальной штампованный поддон, служащий емкостью для масла.
В вертикальных цилиндрических расточках блок-картера установлены гильзы цилиндров, выполненные из высокопрочного чугуна. Пространство между стенками блока цилиндров и наружными стенками цилиндров заполняют охлаждающей жидкостью. Для исключения ее проникновения в картер гильзы в нижней части уплотнены резиновыми кольцами, которые размещены в специальных канавках.
Гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью, называют мокрыми. Кроме резиновых колец герметичность посадки мокрых гильз в верхней части обеспечивается за счет плотной посадки специально обработанного буртика и пояска гильзы. Иногда под буртик гильзы устанавливают уплотнительное кольцо из мягкого металла.
Верхний торец гильзы несколько выступает над плоскостью блока цилиндров, что при затяжке головки цилиндров обеспечивает надежную фиксацию гильзы в гнезде и тщательное уплотнение стыка.
В верхней плите блока, кроме расточек для гильз цилиндров, выполнены:
специальные каналы для прохода охлаждающей жидкости из блока цилиндров в головку цилиндров;
канал для подвода масла к клапанному механизму;
отверстия для штанг толкателей;
отверстия с резьбой для шпилек крепления головки цилиндров к блоку цилиндров.
Цилиндры двигателя ЯМЗ-2Э8НБ расположены в два ряда под углом 90°, правый ряд смещен относительно левого на 35 мм. Каждый ряд цилиндров имеет отдельную головку.
Двигатель трактора ТДТ-55А имеет одну головку цилиндров, а двигатель трактора ТТ-4 – две. Сверху головки цилиндров закрыты колпаками из алюминиевого сплава. Головки цилиндров и блок – картера обоих двигателей имеют аналогичное устройство.
Стык головки цилиндров и блока цилиндров уплотняется специальной прокладкой, которая обеспечивает надежную герметичность соединения головки с блоком, препятствуя прорыву газов из цилиндров и протеканию охлаждающей жидкости из рубашки для охлаждающей жидкости. Внутренняя полость головки является рубашкой для охлаждающей жидкости, которая через отверстия, расположенные в нижней полости головки и на прокладке, сообщается с рубашкой для охлаждающей жидкости блока цилиндров.
В нижней плоскости головки цилиндров выполнены гнезда для впускных и выпускных клапанов с пружинами. У двигателей трактора ТДТ-55А рабочие фаски седел обоих клапанов расточены непосредственно в теле головки. У двигателей тракторов ТТ-4 и К-703 таким образом расточены только фаски впускных клапанов, а седлами выпускных клапанов служат специальные вставки. Каждый клапан притирается в стыке клапан – седло клапана. Это необходимо для обеспечения герметичности надпоршневой полости цилиндра при закрытии клапанов.
В головке цилиндров имеются отверстия для установки форсунок для подачи топлива в камеру сгорания. Каждую форсунку дизельного двигателя трактора ТДТ-55А крепят двумя шпильками, а двигателей тракторов ТТ-4 и К-703 – специальным болтом с гайкой и скобой. Сверху на головке цилиндров расположены клапанный и декомпрессионный механизмы управления клапанами.
Головку цилиндров тракторных двигателей отливают из чугуна. В головке карбюраторных двигателей имеются отверстия для установки свечей зажигания. В головке пускового двигателя П-10УД имеется отверстие, перекрываемое крышкой, для продувки цилиндра при пуске или заливки в него топлива. Крепят головки цилиндров к блоку цилиндров шпильками и гайками, которые затягивают в определенной последовательности и с определенным моментом.
У всех рассматриваемых дизельных двигателей тракторов камера сгорания образуется соответствующими углублениями в поршне и верхними плоскостями головок цилиндров. Цилиндры вместе с камерами сгорания, поршнем и головкой цилиндров образуют объемы, в которых протекают все рабочие процессы рабочего цикла двигателя. Внутренние стенки гильз цилиндров, называемые зеркалом цилиндра, обеспечивают направление движения поршней.