Особо опасно движение автомобилей в условиях горных дорог, характеризующихся продолжительными подъемами и спусками, крутыми и закрытыми по условиям видимости поворотами, местами с узкой проезжей частью.
При встречных разъездах на узких участках преимущественным правом проезда пользуются автомобили, движущиеся на подъем, однако при наличии каких-либо препятствий на горных дорогах рекомендуется уступать дорогу автомобилям, находящимся у обрыва.
Продолжительные, но не крутые подъемы, которые хорошо просматриваются, надо преодолевать на прямой передаче с предварительным соответствующим разгоном; затяжные крутые спуски и подъемы - на низшей передаче, включаемой заранее, при этом следует избегать остановки, переключения передач и не допускать движения на спуске накатом с выключенной передачей.
Наиболее часто в условиях горных дорог встречается движение, требующее особого мастерства от водителя - по дороге-серпантину, имеющему помимо уклонов различной крутизны многочисленные чередующиеся левые и правые повороты. Левые повороты всегда выполнять проще, так как их проходят обычно по дуге большого радиуса. Наиболее сложный участок движения по серпантину - поворот вправо-вверх (рис. 2). На участке 2 водитель направляет автомобиль к левой части полосы движения таким образом, чтобы на участке 3 максимально увеличить радиус поворота и несколько улучшить обзорность встречной полосы. С участка 3 водитель начинает плавный поворот рулевого колеса, вписываясь в траекторию поворота, а затем на участке 4 осуществляет дополнительный поворот рулевого колеса и выходит из поворота. На участке 5 водитель выравнивает автомобиль на своей полосе движения.
Помимо владения техникой прохождения поворотов в условиях горных дорог существенное значение имеет правильный выбор скорости движения. Рекомендуется спускаться вниз на той же передаче, на которой пришлось подниматься. Тормозами при выборе правильной передачи пользуются редко. Если же на протяженных и сравнительно прямых участках приходится постоянно притормаживать, значит, надо переходить на низшую передачу. Нежелательно на длительном спуске постоянно применять рабочую тормозную систему, так как сильный нагрев тормозных механизмов может вывести их из строя или привести к образованию паровых пробок в трубопроводах.
На большой высоте, где плотность воздуха меньше и беднее смесь, поступающая в цилиндры двигателя, происходит более медленное сгорание топлива и снижение мощности. Поэтому установленное на равнине зажигание оказывается слишком поздним, и корректировка его в сторону большего опережения необходима уже на высоте около 2000 м.
Для исключения случаев возможного перегрева двигателя на затяжных подъемах не следует злоупотреблять движением на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя с большими нагрузками, необходимо своевременно переходить на низшие передачи.