Деталь – ступица переднего колеса а/м ЗИЛ‑130.
Материал: чугун КЧ 35–10. Твердость: НВ 163, не более.
Класс деталей: «полые цилиндры».
Детали этого класса подвергается механическим нагрузкам и для них основным видами износа являются коррозионно-механический и молекулярно-механический,
которые характеризуются следующими явлениями – молекулярным схватыванием, переносом материала, разрушением возникающих связей, вырыванием частиц и образованием продуктов химического взаимодействия металла, с агрессивными элементами среды. Полые стержни работают в условиях трения, которое сопровождается цикличным изменением температуры и наличием агрессивной среды.
Основные дефекты, характерные для деталей этого класса – износ внутренних и наружных посадочных мест под подшипники; износ шеек под сальники; износы, задиры, кольцевые риски на трущихся поверхностях.
Внутренние и наружные поверхности этих деталей, а также их торцы являются базовыми при механической обработке.
Износ отверстий под подшипники и шейку шестерни, сальники устраняют постановкой дополнительных ремонтных деталей (ДРД) – втулок. Если же при восстановлении отверстий под подшипники и сальники используется вибродуговая наплавка, то они сначала растачиваются, наплавляются в 2 слоя, а затем растачиваются в соответствии с заданным размером.
При восстановлении полых стержней необходимо обеспечивать размеры и шероховатость восстановленных поверхностей, твердость и прочность сцепления нанесено – го материала с основным металлом, а также соосность и симметричность относительно общей оси, допустимую цилиндричность и круглость.
Выбор рационального способа восстановления детали ведется по трем критериям: применимости, долговечности, экономичности. Критерий применимости определяет принципиальную возможность применения различных способов восстановления по отношению к конкретной детали. Критерий долговечности определяет работоспособность восстанавливаемой детали. Критерий экономичности определяет себестоимость восстанавливаемой детали. Критерии долговечности и экономичности определяются по таблице. Выбор рационального способа восстановления представляются в виде таблицы. Выбор рационального способа восстановления детали
Таблица 2.2
Номер и наименование дефекта |
Возможные способы восстановления по критериям |
Принятый способ восстановления | ||||
Применимости |
Износостойкости |
Выносливости |
Долговечности |
Экономичности | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Износ отверстия под наружное кольцо внутреннего подшипника |
Постановка |
Постановка втулки | ||||
втулки, |
0,90 |
0,90 |
0,81 |
242 | ||
электроимпульсная наплавка |
0,70 |
0,60 |
0,42 |
97,5 | ||
Износ отверстия под наружное кольцо наружного подшипника |
Постановка втулки | |||||
Постановка втулки, электроимпульсная наплавка |
0,90 0,70 |
0,90 0,60 |
0,81 0,42 |
242 97,5 | ||
Износ резьбы |
Нарезание резьбы большего диаметра |
0,90 |
0,62 |
0,62 |
52,0 |
Нарезание резьбы больше – го диаметра |