Рис. 9. Схема системы смазки двигателя автомобиля ВАЗ-2106: 1 — датчик указателя давления масла; 2 — главная масляная магистраль; 3 — канал подхода масла к коренному подшипнику; 4 — канал подвода масла к шатунному подшипнику; 5 — масляный фильтр; 6 — маслоизмерительный стержень; 7 — пробка сливного отверстия; 8 — шестеренный масляный насос; 9 — маслоприемник; 10 — масляный поддон; 11 — канал подвода масла от насоса к фильтру; 12 — канал подвода масла к приводу масляного насоса; 13 - вал привода масляного насоса; 14 — канал подвода масла из фильтра в главную масляную магистраль; 15 — привод масляного насоса; 16 — сальник; П — канал для стока масла в картер; 18 — канал в кулачке распределительного вала; 19 — канал в распределительном вале; 20 — канал в опорной шейке распределительного вала; 21 — крышка маслозаливной горловины; 22 — канал подвода масла к распределительному валу.
Шестерённый масляный насос служит для создания давления масла в системе подачи его к трущимся поверхностям деталей.
Шестеренный масляный насос двигателя автомобиля ВАЗ-2106 состоит из корпуса, в котором установлены две шестерни: ведущая и ведомая. Ведомая шестерня свободно вращается на оси, а ведущая жестко закреплена на валу, на другом конце которого находится шестерня вала привода, входящая в зацепление с винтовой шестерней дополнительного вала, получающего вращение от коленчатого вала двигателя.
Масляный фильтр служит для очистки масла от продуктов износа и других загрязнений. На двигателе ВАЗ применяется неразборный масляный фильтр, состоящий из корпуса, в котором установлены фильтрующий элемент (основная часть которого бумажная, а дополнительная — из искусственного вискозного волокна), перепускной и противодренажный клапаны. Последний представляет собой манжету из маслостойкой резины, которая свободно пропускает масло в корпус фильтра, но не позволяет ему вытекать из корпуса в поддон картера при неработающем двигателе. Такое устройство способствует постоянному сохранению запаса масла в корпусе фильтра и каналах, что, в свою очередь, обеспечивает подачу масла к трущимся поверхностям сразу после пуска двигателя. Перепускной клапан дает возможность неочищенному маслу поступать к смазываемым поверхностям.
Вентиляция картера необходима для поддержания в нем нормального давления и удаления паров бензина и газов, прорывающихся через неплотности поршневых колец и вызывающих коррозию деталей, загрязнение и разжижение масла. Кроме того, попадающие в картер отработавшие газы повышают в нем давление, приводит к разрушению уплотнений и появлению течи масла работе двигателя.
В двигателе вентиляция картера осуществляется принудительно путем отсоса газов через вытяжной шланг и воздухоочиститель (минуя фильтрующий элемент) в цилиндры двигателя, где происходит их сгорание. Для очистки картерных газов от масла и смол в системе вентиляции имеется маслоотделитель. На двигателях ВАЗ-2106 отсос картерных газов в смесительную камеру карбюратора регулируется с помощью специального золотника 1 (рис. 10), расположенного на оси дроссельных заслонок карбюратора. При работе двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу картерные газы отсасываются в небольшом количестве через калиброванное отверстие 2 золотникового устройства. При открытии дроссельной заслонки вместе с ее осью поворачивается золотник и через имеющуюся в нем канавку сообщает шланг 5 отвода картерных газов непосредственно с за дроссельным пространством карбюратора. Разрежение в за дроссельном пространстве при этом падает, а на входе в карбюратор, наоборот, возрастает и основная часть картерных газов проходит через корпус воздушного фильтра, за счет чего увеличивается интенсивность вентиляции картера с возрастанием нагрузки на двигатель.