Анализ ряда РП показывает, что порядок снятия узлов и деталей с агрегатов допускает большое число вариантов. Можно, однако, предположить, что существует некоторый оптимальный вариант ТПР.
Методика формирования операций ТПР разрабатывается с использованием теории графов и анализа сложных систем.
ТПР характеризуется «расходящейся» структурой и в общем виде может быть представлена в форме ориентированного графа, который учитывает последовательности выполнения технологических переходов (технологически неделимых элементов).
Рассмотрим процесс разборки двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.3.1).
Анализ ТПР двигателя ЗИЛ-130 показывает, что весь процесс разборки можно разделить на 3 зоны:
I зона – съем внешних узлов, не связанных отношениями предшествования – имеет интенсивные ветвления.
В основе построения ТПР в форме графа лежит принцип разбиения графа технологии на слои с последующим их ранжированием. В нулевом слое помещают элемент, относящийся к началу процесса (например, установка агрегата). Далее располагаются слои, включающие элементы ТПР, не связанные отношениями предшествования, а затем идут слои с ранжируемыми в зависимости от последовательности независимыми и зависимыми элементами.
Рис.3.1 Графоаналитическая модель процесса разборки автомобиля
II зона – съем внешних узлов и основных узлов, связанных отношениями предшествования – имеет менее интенсивное ветвление. III зона – получение базовой детали (например блок цилиндров).
Рассмотренная методика построения ТПР не учитывает ограничения, накладываемые:
- требованиями одновременности выполнения отдельных операций, объединяемых, например, на основе механизации;
- позиционные ограничения.
В МАДИ разработана методика формирования ТПР с использованием эвристического алгоритма.
Пусть ТПР двигателя ЗИЛ-130 состоит из множества L технологических операций:
L = {l:l =1,L };
каждая из операций состоит из множества М технологических элементов:
М = {i:i =1,М}.
Пусть также по каждому i–му элементу известно время его выполнения (длительность) ti.
Введем целочисленную переменную δil, которая принимает значения:
δil=1, если I-й элемент содержится в l–й технологической операции;
δil=0, в противном случае.
Тогда ТПР может быть формализован (с учетом требований одновременности и позиционности) следующими соотношениями, представляющими его математическую модель:
M
1. Σδil =1 – выполнение каждого элемента на одном рабочем месте.
i=1
M
2. Σti δil ≤r – непревышение длительности операции такта r.
i=1
l
3. δil ≤ Σδjk – соблюдение условий предшествования для каждой пары i
k=1
j (при i > j ) l-й и k-й операции.
Пусть известно некоторое позиционное ограничение Р. Тогда требование выполнения операции в одной позиции запишется так:
|Pi – Pj | δil + |Pi – Pj | δjl ≤ | Pi - Pj |
где: i и j – индексы элементов.
I Этап разработки ТПР
На основе анализа конструкции двигателя выявляют:
- наиболее удобные позиции слесаря разборщика;
- вид работы (ручной, механизированный);
- последовательность выполнения технологических элементов.
Например, для двигателя ЗИЛ-130:
Зона |
N элемента |
Элементы ТПР двигателя |
Код |
I |
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Отвернуть болты крепления и снять их. Снять распределитель зажигания в сборе. Отвернуть болты крепления, снять шайбу и гайку. Снять фильтр тонкой очистки топлива. ……… Отвернуть гайки крепления кронштейна фильтра тонкой очистки. Снять кронштейн фильтра. ……… |
30 31 32 33 … 43 44 … |
II |
7. 8. 9. 10. |
Отвернуть гайки крепления крышки головок цилиндров левого ряда. Снять крышку и прокладку головок левого ряда. Отвернуть гайки крепления крышки головок цилиндров правого ряда. Снять крышку и прокладку головок правого ряда. ……… |
76 77 78 79 … |
III |
11. 12. 13. 14. |
Установить крышки коренных подшипников на блок и закрепить их. Отвернуть болты крепления картера и снять их. Снять блок, установить на подставку, прочистить масляные каналы. Отсоединить картер сцепления. |
194 195 196 197 |