На значительном расстоянии от западного берега Африки группами расположены Азорские и Канарские острова, а также острова Мадейра. Эти острова внутри каждой группы отделены друг от друга глубоководными и чистыми от опасностей проливами и проходами, однако вблизи островов лежит много скал и камней.
Азорские и Канарские острова Мадейра и Зеленого Мыса имеют горный рельеф. На них возвышается много высоких гор, вершины которых имеют конусообразную форму.
Между мысом Спартель и мысом Зеленый изобата 20 м пролегает в 1 – 11 милях от берега, приближаясь к нему местами на расстояние менее 1 мили. Далее от берега глубины постепенно увеличиваются, достигая нескольких тысяч метров. Скалы, банки и затонувшие суда, представляющие опасность для плавания, находятся на этом участке в расстоянии не более 8 миль от берега.
Берега Азорских и Канарских островов и островов Мадейра и Зеленого Мыса приглубые. Изобата 200 м проходит в 1 – 2 милях от них.
Прибрежные районы и опасности, расположенные мористее материковой отмели, в гидрографическом отношении обследованы недостаточно.
Магнитное склонение западное и меняется от 24° W в северо-западной части района до 8° W в северо-восточной части района, и от 22,5° W в юго-западной части района до 7° W в его юго-восточной части. Направление изогон близко к меридиональному. Годовое изменение магнитного склонения +0,1°.
В описываемом районе имеют место такие явления, как рефракция и миражи.
У западного побережья Африки имеются запретные районы и районы боевой подготовки. Информация о большей части этих районов приведена на картах. При плавании в бывших опасных от мин районов безопасная якорная стоянка возможна только в специально отведенных местах.
Средства навигационного оборудования установлены преимущественно на подходах к портам.
Фарватеры, ведущие во все крупные порты и гавани, оборудованы створами светящих знаков и огней.
Заливы и бухты на побережье открыты с моря; стоянка на якоре в них возможна лишь в тихую погоду и при ветрах с берега.
В портах и гаванях описываемого района лоцманская проводка, как правило, обязательна. Во всех крупных портах и гаванях имеются дипломированные лоцманы.
В пределах описываемого района имеется несколько радиостанций, передающие для судов гидрометеорологические сведения (МЕТЕО) и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ).