При осмотре тяговых электродвигателей проверяют, нет ли снега и льда на крышках смотровых люков. Перед открытием крышки удаляют снег или лед во избежание попадания их внутрь электродвигателя. Войлочные уплотнения крышки должны быть исправными. Увлажнение изоляции и запотевание коллектора, щеткодержателей, медных частей коллекторов и реле происходит при постановке тепловоза с мороза в теплое стойло без предварительного прогрева электрооборудования.
Во избежание отпотевания частей электрооборудования необходимо вводить тепловоз в депо только с прогретыми электродвигателями и генератором. Прогревают электрические машины током во время езды на тракционных путях с подтормаживанием колесных пар. В случае обнаружения запотевания коллекторов и других частей их протирают чистой сухой салфеткой, затем продувают теплым сухим сжатым воздухом, после чего измеряют сопротивление изоляции мегомметром. Сопротивление изоляции электрических машин должно быть не менее 0,5 МОм. Меньшее значение сопротивления изоляции указывает на ее увлажнение. В этом случае изоляцию необходимо прогреть теплым воздухом от специального калорифера или током до восстановления допускаемой величины сопротивления.
Особую осторожность следует соблюдать при выдаче под поезд тепловоза, продолжительное время находившегося на морозе без передвижения. Переохлаждение щеток электрических машин, наличие отложений инея или корки льда на коллекторах тяговых электродвигателей могут вызвать разрушение щеток или переброс электрической дуги по коллектору при резком увеличении нагрузке генератора.
При низких температурах повышается вязкость смазки. Это приводит к нечеткому срабатыванию контакторов и реле. Их контакты при этом подгорают. Устранить такую нечеткую работу электропневматических контакторов можно путем добавления нескольких грамм разогретой смазки в цилиндр и многократным включением.
Для предупреждения переохлаждения электрической аппаратуры и дифманометра в зимнее время в нерабочей кабине включают калорифер. При приемке, тепловоза после длительного отстоя обращают внимание на состояние аппаратуры, так как она покрывается инеем при температуре ниже 10° С. Покрытые инеем контакты протирают салфеткой, смоченной в бензине, и при необходимости зачищают мелкозернистой стеклянной бумагой.
Аккумуляторная батарея. Во время длительной стоянки тепловоза на открытом воздухе батарею плотно закрывают войлоком. В сильные морозы часто вымерзает электролит в разряженных или недостаточно заряженных кислотных батареях ввиду снижения его плотности. Поэтому батарею следует поддерживать в нормальном заряженном состоянии. Для обеспечения надежной и безотказной работы батареи необходимо тщательно следить за ее состоянием. Если уровень электролита в банках оказался ниже 15 мм над защитной сеткой пластин, то доливают дистиллированную воду, но не электролит, так как это приводит к чрезмерному повышению его плотности.
Воду в батарею доливают непосредственно перед пуском дизеля, чтобы обеспечить хорошее перемешивание электролита и не допустить вымерзания воды в его верхнем слое. Повышать плотность электролита следует не за счет добавления более плотного электролита, а путем подзаряда аккумуляторной батареи до нормального уровня. Для предохранения аккумуляторной батареи от чрезмерных разрядов при пуске дизеля температуру воды и масла поддерживают не ниже 30-400 С.
Во время снегопада закрывают люки кузова, а отверстия вентиляционной трубы заделывают заглушками.