На сегодня главная стратегическая цель ОАО «МАШ» заключается в обеспечении лидирующего положения аэропорта на рынке воздушных перевозок на основе удовлетворения самых разнообразных требований потребителей в соответствии с международными и отечественными стандартами грузовых и пассажирских перевозок. Главная цель может быть достигнута за счет решения следующих задач:
обеспечение безопасности и регулярности воздушных перевозок, качественного и конкурентоспособного обслуживания авиапассажиров и клиентов аэропорта;
удовлетворение ожиданий потребителей и предоставление им услуг в соответствии или сверх их ожиданий;
увеличение рентабельности деятельности аэропорта за счет постоянного расширения ассортимента и повышения качества аэропортовых услуг, а также постоянного совершенствования технологических процессов на базе новых технологий;
внедрение в аэропорту системы менеджмента качества производства.
Достижение реализации поставленных целей возможно за счет объединения усилий всех работников и понимания ими ответственности за качество предоставляемых услуг и выполнения работ.
Интенсивность развития грузовых перевозок в мире позитивно отражается на деятельности ОАО «МАШ». Последние годы стали для Международного аэропорта Шереметьево годами глобальных преобразований. В условиях масштабной реконструкции аэродрома и терминалов аэропорт смог не только сохранить, но и увеличить объем пассажирских перевозок. Международный аэропорт Шереметьево одновременно осуществлял реализацию нескольких проектов федерального значения: строительство нового международного Терминала 1, реконструкция аэродромной инфраструктуры, расширение и реконструкция Терминала 2. В июле 2005 года началось строительство «Шереметьево-3», введен в эксплуатацию в начале 2010г. В период модернизации, когда аэропорт работал с одной взлетно-посадочной полосой (ВПП-1), Шереметьево смог увеличить пассажиропоток. Работы на второй взлетно-посадочной полосе (ВПП-2), которая находилась на реконструкции, уже завершены, ее эксплуатация началась в июле 2007 года.
В Международном аэропорту Шереметьево продолжается стабильный рост пассажиропотока. В октябре услугами Шереметьево воспользовались 1 млн. 215 тыс. путешественников, что на 10,3% превысило показатели прошлого года. За 10 месяцев 2011 года пассажиропоток Международного аэропорта Шереметьево вырос на 10% и составил 11 млн. 947 тыс. человек. На международных линиях в октябре перевезено 834 тыс. 600 пассажиров, что на 9,3% больше, чем в 2010 году. Этот показатель, за 10 месяцев, составил 8 млн. 40 тыс. человек. Что превысило данные того же периода прошлого года на 8%. На внутренних линиях пассажиропоток составил 379 тыс. 900 человек в октябре и 3 млн. 907 тыс. в январе-октябре 2011 года, что превышает данные предыдущих периодов на 12,7 и 14,4 % соответственно. За январь-октябрь 2011 года перевезено 8 894 тонн почты, что на 3,9% больше, чем за тот же период прошлого года; 94 740 тонн груза, что превышает данные 2010 года на 7,3%. За одиннадцать месяцев 2011 года, ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» оказал услуги потребителям на сумму 4,9 млрд.руб Чистая прибыль, в размере 0,8 млрд.руб., что на 25 % больше, чем предусмотрено планом на 2011 год и на 27% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Выручка также увеличилась на 16% по сравнению с показателями прошлого года.
В связи с падением спроса на авиаперевозки, вообще, и грузоперевозки в частности (в период 2001 –2004 гг.), связанным с резким подорожанием авиационного топлива, и увеличением таможенных тарифных ставок и сборов. В ОАО «МАШ» была принята долгосрочная программа развития, включавшая в себя ряд мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж перевозок и соответственно на увеличение возможных доходов.
Таблица 1.1 Долгосрочные цели развития аэропорта (до 2012 г.)
формулировка целей |
количественные показатели |
качественные показатели | ||
производство | ||||
Увеличить пропускную способность аэродрома/аэропорта. |
60 вылетов/посадок в час 25 млн. пассажиров в год Регулярность движения ВС (90%) |
Отсутствие авиационных событий по ответственности аэропорта Соблюдение показателей безопасности полетов Наличие соответствующей инфраструктуры. | ||
Достичь соответствия качества производственных процессов по обслуживанию пассажиров показателям лучших аэропортов Европы |
95% соблюдение времени предполетного/послеполетного обслуживания пассажиров в аэропорту 90% соблюдение стыковочного времени для трансфертных пассажиров 97% соблюдение времени коммерческого обслуживания ВС Снижение задержек рейсов по прилету/вылету на 50% по ответственности аэропорта Коэф-т нарушений стандартов обслуживания (кол-во жалоб на 100 тыс. пассажиров). |
Соблюдение основных показателей стандартов качества обслуживания пассажиров Наличие бесконфликтных схем прилета и вылета (SID и STAR). | ||
финансы | ||||
Увеличить капитализацию компании в 2 раза. |
Стоимость активов предприятия 2 млрд. долларов. |
По оценкам международных аудиторских компаний | ||
персонал | ||||
Довести размер оплаты труда работников до уровня рынка по каждой специальности. |
% уволенных по причине низкой оплаты труда. Доля молодых квалифицированных специалистов по каждой специальности. |
Наличие базы данных кандидатов на ключевые должности. Наличие регулярных обзоров рынка оплаты труда по каждой группе специалистов. | ||
Создать сильную корпоративную культуру, направленную на реализацию стратегии развития аэропорта. |
Степень удовлетворенности сотрудников выше среднего Текучесть кадров (абсолютный и удельный показатель). |
Каждый сотрудник знает и понимает стратегию развития аэропорта Созданы условия, при которых каждый работник имеет стимулы и полномочия для реализации стратегии. | ||
Реализовать систему управления персоналом, обеспечивающую достижение главной цели аэропорта. |
% подготовленного резерва на ключевые должности в аэропорту Коэф-т нарушений стандартов обслуживания, связанных с ответственностью персонала (кол-во на 100 тыс. пассажиров)
% сотрудников, прошедших обучение Кол-во внедрений по улучшениям работы аэропорта в результате обучения. |
Способность сотрудников к постоянному обучению и развитию Соответствие уровня профессионализма требованиям стандарта качества предприятия. | ||
маркетинг | ||||
Создать и внедрить систему качества обслуживания пассажиров и авиакомпаний, соответствующую европейским стандартам. |
Кол-во предоставляемых услуг (их полнота) Кол-во привлеченных ведущих авиакомпаний Кол-во жалоб пассажиров на качество обслуживания Степень лояльности пассажиров выше среднего |
Чистота помещений Дизайн помещений соответствие площадей нормативным требованиям Развитая сеть маршрутов Оптимальное взаимодействие с госорганами, участвующими в обслуживании пассажиров и авиакомпаний | ||
Достичь уровня доходов в неавиационной деятельности в 1.7 раза |
Коэф-т увеличения коммерческой площади 100% использование коммерческих площадей 100% использование земельных участков Кол-во новых видов услуг |
Наличие политики взаимодействия партнерами по неавиационной деятельности Наличие конкурентной среды |
В о