Программа ТОиР является основой для выработки авиакомпаниями своей начальной политики в области технического обслуживания. Условия эксплуатации и внешней среды для различных эксплуатантов могут значительно различаться, поэтому существует необходимость разработки индивидуальной и наиболее эффективной программы ТО.
При разработке программы ТО ее можно разделить на две группы:
— плановые работы, выполняемые с определенной периодичностью (целью является предупреждение снижения уровней надежности и безопасности оборудования, заложенных при проектировании);
— неплановые работы, которые являются результатом авиационных событий, сообщений о неисправностях (как правило, от летных экипажей), анализа информации. Целью неплановых работ является восстановление летной годности ВС и состояния оборудования.
Документ MSG-3 описывает методику разработки программы планового ТО. Неплановое ТО является результатом плановых работ, нормальной эксплуатации или анализа информации.
Изделия, которые после анализа MSG-3 не будут иметь назначенной плановой работы, могут контролироваться программой надежности эксплуатации. Такими изделиями не могут быть изделия, критически важные с точки зрения безопасности полетов.
Понятие форм обслуживания CHECK’s
Исторически сложилось, что формы технического обслуживания, аналогичные отечественным формам ВС, ОВ, А1, Б, Б-чет и т.д. на иностранной технике называются по-другому, а иногда и не имеют буквенного обозначения вовсе. Широкое внедрение средств автоматизации планирования ТО за рубежом привело к тому, что авиакомпании вправе выполнять большинство работ по ТО не во время определенных форм, а распределено по всему жизненному циклу ВС. Такой подход к выполнению работ требует значительных дополнительных трудозатрат на планирование ТО, а также предъявляются высокие требования к инженерам планирования. Автоматизация отслеживания выполнения работ по ТО программными пакетами (например AMOS, AMASIS) позволяет значительно снизить экономические затраты и увеличить эффективность планирования.
Компания Boeing предлагает использование следующих форм обслуживания для моделей самолетов 737 Classic (табл. 19).
Таблица 19
Перечень форм ТО разрабатываемой программы B-737 и их описание
Форма ТО |
Пояснение |
Transit check |
Проверка состояния воздушного судна для допуска к дальнейшему выполнению полетов. Производитель рекомендует делать T-check после каждой посадки, как в базовом, так и в транзитном аэропорту, если не предусмотрено более сложной формы ТО, а также в начале новых суток перед первым вылетом. Форма обслуживания представляет собой обход самолета по заданному маршруту с целью определения состояния: повреждения, течи жидкостей, состояние шасси и целостность конструкции. |
24 Hour check |
Эта проверка является более трудоемкой, чем T-check и полностью включает его в себя. Форма обслуживания должна быть выполнена в начале каждого летного дня. |
“A” check |
Определяют 4 варианта выполнения A-check – A, 2A, 4A, 8A. Эта форма обслуживания не включает в себя T-Check и 24-hour check. Аналогом ее в отечественной авиации является форма Б. |
Рекомендуемый интервал 250 часов налета | |
“C” check |
Определяют 5 вариантов выполнения формы C-check. – C, 2C, 4C, 6C и 8C. Эта форма обслуживания по смыслу очень похожа на отечественные периодические формы ТО – Ф-1 и далее. |
Рекомендуемый интервал 4000 часов налета |
Все вышеперечисленные формы обслуживания не обязательно включают в себя предыдущие. Это означает, что работы по форме 4C не включают всех работ, которые выполняются по 2C.
Если налет на единицу парка авиакомпании не превышает 100 часов в месяц, то она должна обратиться к компании Boeing для разработки программы ТО Low Utilization Maintenance Program, которая базируется на календарном времени.