Понятие груза

На разных этапах экономического цикла схема «производство – транспортировка – потребление - результат труда» каждый раз предстает в новом качестве. На первом этапе (производство) материальным результатом общественного труда является продукт, обладающий стоимостью и потребительской стоимостью. Продукт полностью или частично может быть использован ля продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром. На втором этапе с момента передачи транспорту для пространственного перемещения продукт обретает новое качество: он становится грузом, то есть объектом транспортировки. На третьем этапе, то есть при реализации потребительской стоимости, груз (товарная часть продукта) опять выступает в роли только продукта.

Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовления и стоимости транспортировки. Потребительская стоимость максимальная, так как она может быть реализована в полной мере. Следовательно, в экономическом цикле «производство – транспортировка – потребление» материальный результат труда последовательно выступает в разных качествах по схеме «продукт – товар – груз - продукт». Эта схема замкнут, если на последнем этапе потребительская стоимость погашается потребителем, или не замкнута, если потребительская стоимость используется для расширенного воспроизводства.

В процессе перемещения груза основными участниками производственного процесса (транспортировки) становятся не производитель и потребитель продукта, а грузовладелец и транспортное предприятие со своими обслуживающими организациями. Объективно транспортировка повышает стоимость продукта для потребителя. Поэтому сокращать транспортные издержки следует не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки груза.

Все полезные свойства продукта, которые характеризуют его потребительскую стоимость, являются существенными на начальном и конечном этапе экономического цикла. На промежуточном этапе цикла (транспортировка) продукт становится грузом и многие потребительные свойства, характеризующие его как товар, оказываются несущественными, так как не влияют на процесс транспортировки. На первый план при этом выступают те свойства товара, которые связаны с процессом транспортировки и составляют транспортную характеристику груза.

Интересные публикации:

Нормальная ширина колеи
Нормальная колея (также называемая колея Стивенсона в честь Джорджа Стивенсона) – это широко используемая ширина железнодорожной колеи. Приблизительно 60% существующих в мире железнодорожных путей имеет такую ширину (см. список стран, которые используют нормальную колею). Расстояние межд ...

Техническое обслуживание и ремонт стартера автомобиля ВАЗ-2106
Под надежностью автомобиля следует понимать его свойства сохранять эксплуатационное – технические качества и безотказно выполнять свои функции при эксплуатации на протяжении установленного заводом – изготовителем (или нормативного) пробега. Надежность – это комплексное свойство автом ...

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта
Состояние организации ТО и ТР в современных условиях находится на низком уровне механизации. Это приводит, как было выше сказано, к снижению производительности труда и повышению трудоемкости проводимых работ. При этом роль и значение автомобильного транспорта в транспортной системе непре ...