Экономическая сущность АРП-ва состоит в том, чтобы удовлетворять потребности АТ-та в обеспечении работоспособности автомобилей с минимальными издержками.
Конечный результат функционирования АРП-ва - это не ремонт как таковой, а обеспечение эксплуатационной готовности автомобиля, создание условий для более эффективной работы автомобильного транспорта по перевозке грузов и пассажиров.
АТ-т должен развиваться по законам расширенного воспроизводства. Но ремонт в системе расширенного воспроизводства на АТ-те занимает необычное место, т.к. он порожден двумя причинами:
1. Несовершенство конструкции автомобиля;
2. Наличие износа составных частей автомобиля при его эксплуатации.
В силу технического прогресса, конструкции автомобилей постоянно совершенствуются и объемы ремонта, вызванные данной причиной, постоянно уменьшается.
Появление новых конструкционных, эксплуатационных и ремонтных материалов, а также улучшение условий эксплуатации автомобилей (дороги, кадры водителей и технического персонала, совершенствование системы ТО и Р АТС и др.) способствует снижению интенсивности износных явлений и порожденных ими объемов ремонта.
Поэтому АРП-во в процессе расширенного воспроизводства АТ-та выражается в повышении качества ремонта, сокращении объемов и совершенствовании его организационных форм.
Подчиняясь закону экономии времени, АРП-во должно обеспечить экономию живого и овеществленного труда за счет совершенствования конструкции автомобиля и улучшения технологии их ремонта.
Как и для любой организационной системы, для системы АРП должен быть определен критерий оптимальности ее функционирования (или развития).
Оптимальным вариантом развития и размещения системы АРП считается вариант, позволяющий удовлетворять потребности народного хозяйства в ремонтах автомобилей при минимальных затратах общественного труда и средств.
Рис.8.1. Составляющие эффективности производства
Судф – удельные затраты на обеспечение функционирования отдельных АРП.
Со.в. - затраты на обеспечение надежности связи отдельных АРП.
СΣ - совокупные (суммарные) затраты на функционирование системы авторемонтного производства.
Учитывая характер зависимостей влияния концентрации и специализации авторемонтного производства на составляющие совокупных затрат СΣ (рис. 1), обычно выделяют тир группы технико-экономических показателей авторемонтного производства:
I группа – показатели, определяющие размеры и системы авторемонтного производства и отдельных АРП:
а). потребность автомобилей в ремонте;
б). мощность АРП.
II-группа – показатели, характеризующие потребление трудовых и материальных ресурсов для обеспечения функционирования авторемонтного производства:
а). трудоемкость ремонта;
б). текущие затраты на ремонт;
в). капитальные вложения на строительство и реконструкцию АРП.
III группа – показатели, оценивающие затраты на обеспечение надежной взаимосвязи АРП:
а). затраты на транспортировку объектов ремонта;
б). затраты на создание, содержание и пополнение оборотного фонда агрегатов;
в). убытки вызванные потерями времени в системе.
Основные источники экономической эффективности
Ремонтное производство требует меньших затрат производственных ресурсов, поэтому ремонт автомобилей выступает как средство ускорения темпов роста общественного производства. Воспроизводство автомобиля в результате проведения капитального ремонта требует существенно меньшего количества металла из-за повторного использования деталей и, следовательно, меньше затрачивается эл. энергия и др. производственные ресурсы.
2. В настоящее время при существующей системе ремонта автомобилей создались возможности восстановления деталей на специализированных ремонтных заводах, на которых есть предпосылки для использования прогрессивной технологии, поточных методов и автоматизированных производственных процессах.
Для оценки экономической эффективности ремонта используют обычно частные показатели:
- производительность труда;
- объем производства;
- полную себестоимость;
- основные фонды и др.
Кроме частных показателей эффективности, используют и обобщающие показатели:
- темпы роста производства;
- производство чистой продукции на рубль затрат;
- общую рентабельность и др.
Обобщающий показатель эффективности можно определить по формуле:
Q
Пэ = ———,
p+m+n
где: Q – объем валовой продукции;
p – численность рабочей силы;
m – основные производственные фонды;
n – оборотные средства ( зап. части).
Основные производственные фонды и оборотные средства измеряются в условной численности к эквиваленту.