 , (65)
 , (65) 
Уравнения (58 – 65) включаются в блоки 3, 8 и 13 программы расчета индикаторной диаграммы, приведенной в разделе 3.
В блоках 4, 9 и 14 величины сил выводятся на печать.
Результаты расчетов на ЭВМ включаются в пояснительную записку в качестве приложения. По результатам расчетов строятся диаграммы сил, действующих в КШМ (см. рис.6 и 7).
Приближенный расчет основных деталей кшм дизеля
Приближенный расчет выполняется с целью определения геометрических размеров основных деталей КШМ: коленчатого вала, поршня, шатуна. Перед расчетом студентом выбирается и дается обоснование конструкции указанных узлов КШМ, применяемых материалов.
Основные размеры коленчатого вала, поршня и шатуна определяются по условиям достаточной прочности и долговечности.
Коленчатые валы тепловозных дизелей выполняют стальными (коваными или штампованными) (см. рис.9) или чугунными (литыми) (см. рис.10). Отечественные тепловозные дизели выполняются главным образом с чугунными литыми (Д100, 11Д45, Д70) и коваными стальными (Д49, Д50, 1Д12) коленчатыми валами.
Надежность коленчатого вала во многом зависит от рационального выбора его размеров и конструктивных форм, от характера его напряженного состояния, от усталостной прочности и сохранения исходного запаса прочности в процессе эксплуатации. При проектировании коленчатого вала необходимо стремиться к уменьшению его массы при одновременном обеспечении требуемой жесткости.
Особое внимание уделяется точности и чистоте обработки валов. Кроме того коленчатые валы быстроходных двигателей подвергают балансировке.
Ориентировочные размеры стальных и чугунных коленчатых валов определяются из соотношений, представленных в табл.7.
Таблица 7.
| Элементы конструкции | Материал вала | |
| коленчатого вала | Сталь | Чугун | 
| Диаметр коренной шейки (dк), мм | (0,61,0)Dц | (0,851,1)Dц | 
| Диаметр отверстия в коренной шейке (dок), мм | (0,450,6)dк | (0,45,55)dк | 
| Диаметр шатунной шейки (dш), мм | (0,60,85)Dц | (0,70,85)Dц | 
| Диаметр отверстия в шатунной шейке (dош), мм | (0,45,6)dш | (0,25,3)dш | 
| Длина коренной шейки (lк), мм | (0,50,7)dк | (0,30,48)dк | 
| Длина шатунной шейки (lш), мм | (0,650,85)dш | (0,55,75)dш | 
| Толщина щек (вк), мм | (0,15,4)Dц | (0,2,35)Dц | 
| Ширина щек (в), мм | (0,91,5)Dц | (0,81,7)Dц | 
| Радиус галтели (r), мм | (0,05,08)Dц | (0,060,07)Dц | 
| Расстояние между осями цилиндров (i), мм | (1,351,8)Dц | (1,351,8)Dц | 
Выбранные размеры шеек коленчатого вала проверяют на величины допускаемых удельных давлений и окружных скоростей vср. Эти величины определяют условия работы подшипников и сроки их службы. При высоких удельных давлениях и окружных скоростях может происходить выдавливание масляного слоя, разрушение антифрикционного слоя подшипника и ускоренный износ шеек вала.
