Максимальные удельные давления на подшипники рассчитываются:
для коренной шейки , Н/м2 ;
для шатунной шейки , Н/м2
где g - коэффициент, учитывающий степень увеличения нагрузки на коренную шейку за счёт соседних цилиндров:
g = 1,1 -1,25 - для 4-х тактных двигателей;
g = 1,2 1,5 - для 2-х тактных двигателей;
РZ - максимальная сила от давления газа, действующая в цилиндре;
К’max (10 20) МПа - для высокооборотных и средней оборотности двигателей;
К’max (25 38) МПа - для V-образных форсированных двигателей.
Средние окружные скорости скольжения шеек:
, м/с
где d - диаметр коренной и шатунной шейки, м.
Для тепловозных дизелей vср = 6,0 10 м/с.
Литые коленчатые валы дизелей изготавливаются из высокопрочных чугунов с шаровидным графитом, модифицированные ферродобавками с временным сопротивлением на разрыв металла не менее 5,0 МПа. Применяются также жаропрочные чугуны с повышенными механическими свойствами. Например, чугуны марок ВЧ60-2 и ВЧ50-2 позволяют применять поверхностное азотирование. В любом случае необходимо помнить, что снизить нагрузку на подшипники шатунной шейки коленчатого вала можно двумя путями: увеличивая диаметр шейки, или ее длину.
У современных форсированных тепловозных дизелей поршневая мощность достигает значений 55 кВт/ дм2 при Рz=12 - 14 МПа. Это приводит к существенному росту термических и механических нагрузок на поршни. Поэтому, как правило, поршни 2-х тактных, а также форсированных 4-х тактных дизелей выполняются охлаждаемыми.
Для изготовления поршней используют чугун, алюминиевые и магниевые сплавы, сталь. Чаще всего поршни изготавливают из чугуна и алюминиевых сплавов.
В зависимости от типа двигателя ориентировочно принимаются основные размеры поршня и составляется его эскиз. Для 4-х тактных дизелей “длинные” поршни (см. рис.11) принимаются при средней быстроходности и рядном расположении цилиндров. “Короткие” поршни (см. рис. 12) преимущественно применяются в высокооборотных дизелях с V-образным расположением цилиндров.
Ориентировочные размеры поршней, поршневых пальцев и колец определяются из соотношений, представленных в табл. 8.
Таблица 8.
Параметры |
Значения для дизелей |
Диаметр поршня (DП), мм |
П.п. 1.1. и 1.2. |
Толщина днища поршня (), мм: охлаждаемого неохлаждаемого |
(0,08 -0,2)Dц (0,04 0,08)Dц |
Расстояние от кромки поршня до первого кольца (е), мм |
(1,0 -3,0) |
Толщина цилиндрической стенки (m), мм |
(0,05 0,08)Dц |
Длина поршня (H), мм |
(1,5 2,0)Dц |
Расстояние от оси пальца до нижней кромки, мм |
(0,8 1,2)Dц |
Диаметр пальца (dП), мм |
(0,35 0,5)Dц |
Длина пальца (lП), мм: закрепленного плавающего |
(0,88 0,93)Dц (0,8 0,87)Dц |
Диаметр внутреннего отверстия пальца (dПВ), мм |
(0,4 -0,7)dп |
Число компрессионных колец |
(5 -7) |
Толщина кольца (радиальная) (t), мм |
(1,25 1,35)Dц |
Высота кольца (а), мм |
(0,5 -1,0)t |
Число маслосъемных колец |
(1 4) |
Высота перемычки между канавками в поршне, мм |
(1,0 1,3)а |