При расчетах коэффициента запаса сцепления рассматриваем случай наихудшего сочетания нагрузок: работа крана без груза, усилие от ветровой нагрузки и уклона подкранового пути направлены против движения крана.
Для обеспечения движения крана в период пуска без пробуксовки приводных колес необходимо, чтобы выполнялось условие:
;
где:
– коэффициент запаса сцепления;
– число приводных ходовых колес крана;
– общее число ходовых колес крана;
– вес крана;
– вес захвата;
– коэффициент сцепления колеса с рельсом;
– сила внешнего статического сопротивления при работе крана без груза;
– масса крана;
– ускорение при пуске.
Сила внешнего статического сопротивления:
;
где:
– полное статическое сопротивление передвижению, при работе крана без груза;
– сопротивление от трения в опорах приводных колес.
;
где:
– сопротивление в ходовых колесах с учетом трения реборд и торцов ступиц при работе крана без груза;
– сопротивление от уклона кранового пути;
– ветровая нагрузка.
;
Получаем:
;
Сопротивление от трения в опорах приводных колес:
Тогда сила внешнего статического сопротивления:
.
Определение ускорения при пуске крана:
где:
– пусковой момент двигателя;
– момент инерции вращающихся масс на валу двигателя;
– частота вращения вала двигателя;
– время пуска.
Подставляя значения, получим:
;
Ускорение при пуске крана:
;
где – скорость движения крана;
Коэффициент сцепления:
.