Общими чертами современных войн являются поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, транспортных коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон, проведение воздушных кампаний и операций в начальный период, катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (в том числе гидроэлектростанций), атомных, химических и других опасных производств способных определять ход и исход войн.
Угрозу разрушения для транспортных коммуникаций – составной части тылового обеспечения, представляют не только крупномасштабные войны, но и локальные вооруженные конфликты, которые могут вестись с применением высокоточного оружия.
Подготовка, техническое прикрытие, восстановление, строительство новых и повышение живучести и пропускной способности отдельных объектов транспортных коммуникаций страны возложено на транспортные войска. К числу основных мероприятий, направленных на повышение живучести мостовых переходов, относится защита их от всех средств поражения, а ее составной частью – тактическая маскировка. Она осуществляется с целью скрытия наличия (расположения) моста (группы мостов) или переправ, а также восстановительного процесса, включая и подготовку частей к восстановлению мостового перехода. Живучесть эксплуатируемых мостовых переходов зависит как от удаленности объектов от линии соприкосновения войск, так и от полноты и эффективности мероприятий по защите их от средств поражения.
В современных условиях требования к техническому прикрытию и восстановлению транспортных коммуникаций и искусственных сооружений на них постоянно возрастают. Увеличение объемов восстановительных работ на транспортных коммуникациях при вооруженном воздействии на них повышает роль транспортных войск.
Объемы и характер разрушений искусственных сооружений на железной дороге зависят от характера войны (вооруженного конфликта).
В современных вооруженных конфликтах, отличающихся широким применением диверсионных и террористических методов, массовых разрушений искусственных сооружений на железных дорогах, как правило, не производится. Разрушению, подвергаются с 100% вероятностью большие и с вероятностью 50-70% средние мосты, путепроводы, эстакады, реже малые мосты и трубы под высокими насыпями.
В локальных войнах, ведущихся в границах противоборствующих государств, преследующих ограниченные военно-политические цели, широкомасштабных разрушений на железных дорогах также не производится. Группировки войск, участвующие в боевых действиях, помимо высокоточного вооружения, будут иметь обычные средства для разрушения наиболее важных искусственных сооружений на железных дорогах. В первую очередь будут разрушаться большие и средние мосты.
Дальнейшее развитие средств разведки и доставки боеприпасов, повышение точности наведения на цель, всевозрастающая надежность поражения, требуют от мостовых подразделений и частей быть готовыми к обеспечению живучести восстанавливаемых и эксплуатируемых искусственных сооружений на железной дороге.
Важнейшим требованием к восстановлению мостов является срок восстановления. Восстановление барьерных объектов, к которым относятся ИССО, и устройство обходов по краткосрочному варианту, должно осуществляться в минимальные технологические сроки. Восстановительные работы могут производиться в два этапа. На первом производятся работы, необходимые для открытия движения поездов в кратчайшие сроки, на втором – работы, обеспечивающие доведение пропускной способности до заданной.
Мосты могут восстанавливаться временно, краткосрочно или по комбинированной схеме - одна часть временно, другая краткосрочно. В особо трудных условиях с разрешения командования допускается восстановление искусственных сооружений для пропуска поездов по частям и повагонно.
Известно, что ряд мероприятий по обеспечению живучести действующих мостов осуществляется в мирное время.
В период Великой Отечественной войны при восстановлении больших и средних мостов на первом этапе восстановления широкое применение находило строительство низководных мостов. Эти мосты строились по облегченным нормам и в пониженном уровне, что существенно сокращало сроки открытия движения поездов.
Вопрос сооружения низководных мостов на первом этапе восстановления не утратил своей актуальности и в послевоенное время, что подтверждено опытом ряда учений. В ходе учений продолжалось совершенствование конструкций и механизмов, применяемых для сооружения мостов, отрабатывалась организация и технология работ.
В настоящее время сооружение низководных мостов на обходах рассматривается как один из основных способов краткосрочного восстановления. Проектируются и строятся такие мосты на основе типовых решений.
Низководные мосты предназначены для краткосрочного восстановления и их применяют в случаях, когда по условиям рельефа местности, гидрогеологическим и другим условиям не применимо имущество НЖМ-56 или РЭМ-500. Основными техническими требованиями сооружение низководных мостов предусмотрено на I этапе восстановления с целью быстрейшего открытия движения.
Срок службы их ограничен 1 годом. Ограниченный срок службы краткосрочного моста позволяет значительно облегчить как эксплуатационные, так и технические требования к сооружению. Так, например, возвышение низа конструкции пролетных строений над расчетным уровнем воды допускается на 0,5-1,0 м. Длина моста определяется шириной зеркала реки во время восстановления с добавлением суммарной ширины опор моста, стесняющих русло реки. Нагрузка может задаваться реально обращающаяся. Скорость движения: нормальная - 30 км/ч, но в определенных условиях она может быть снижена до 5 км/ч.
Все это позволяет достигнуть уменьшения объемов работ, расхода рабочей силы и материалов, упрощение конструкций, а главное - добиться сокращения сроков строительства. Особенно ощутимым является сокращение объемов земляных работ на подходах - до 20-30 тыс. м3 . Трудоемкость сооружения низководных мостов в 2 раза меньше, чем временных. Темпы их сооружения могут достигать до 200 м/сут. Пролетные строения применяются те же, что и для временных, однако опоры имеют упрощенную конструкцию.
- Характеристика объекта и условия строительства
- Основные технические требования на восстановление больших и средних мостов
- Проектирование моста по старой оси
- Проект производства работ на восстановление объекта
- Мероприятия по обеспечению качества строительных работ
- Охрана труда и техника безопасности при производстве восстановительных работ
- Маскировка и повышение живучести железнодорожных объектов