Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.
Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.5.2).
Таблица 2.5.2
Шахматная ведомость грузооборота, т (условный пример) | |||||
Пункт отправления груза |
Пункт назначения |
Всего отправлено груза, тыс.т | |||
А |
Б |
В |
Г | ||
А (склад комплектующих) |
- |
10 |
12 |
8 |
30 |
Б (механический цех № 1) |
11 |
- |
2 |
13 |
26 |
В (механический цех № 2) |
4 |
7 |
- |
- |
11 |
Г (сборочный цех) |
5 |
- |
12 |
- |
17 |
Всего прибыло груза, тыс.т |
20 |
17 |
26 |
31 |
84 |
Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Qсут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле
(2.5.1)
где Qг – годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;
Д – число рабочих дней в году;
Kн – коэффициент неравномерности перевозок (Kн = 1,1÷3,0).
Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры, как это показано на рис. 2.5.1, начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).
Рис. 2.5.1. Построение эпюры