Рисунок 6. Схема постановки мягкого пластыря
Рисунок 7. Заведение подкильных концов и установка пластыря на пробоину
Кроме того, на большие и очень большие пробоины можно устанавливать бортовые кессоны (рис. 8). Эта процедура может быть выполнена силами аварийно-спасательных служб и с помощью специально оборудованных судов, а также на судоремонтных заводах при отсутствии доков.
Рисунок 8. Установка бортового кессона. 1 - кессон; 2 - мягкие подушки; 3 - прижимные концы
Практическая заводка пластыря на пробоину (рис. 6, 7) является трудоемкой процедурой, требующей больших человеческих ресурсов (около 12 человек) и в общем плане может осуществляться следующим образом:
заводят два подкильных конца из мягкого стального троса через носовую оконечность, однако если судно имеет большие размеры и позволяет кормовая оконечность (рули, винты не выступают), а также в том случае, если пробоина вблизи кормы, целесообразнее завести концы через кормовую оконечность; на ходу судна — только с носа (для предотвращения попадания подкильных концов на винт, руль, выдвижные устройства и другие выступающие части необходимо в средней части подкильных концов закрепить груз; для этого можно использовать, например, тяжелые такелажные скобы);
на противоположном аварийному борту два конца стального троса крепят на средства, способные к выборке (тали, блоки, лебедка);
в районе аварийного борта убирают леера и стойки, мягкий пластырь разворачивают на палубе;
за нижние крайние коуши при помощи такелажной скобы крепят другие концы стального троса (подкильного конца);
за верхние крайние коуши пластыря крепят шкоты из пенькового или синтетического троса;
за средние боковые коуши крепят оттяжки из пенькового или синтетического троса;
за верхний средний коуш крепят контрольный штерт;
после надежного крепления указанных тросов одновременно постепенно выбирают подкильные концы, которые закреплены, например на талях, находящихся на противоположном аварийному борту, при этом травя шкоты и оттяжки;
шкоты и подкильные концы необходимо установить под углом 45 градусов относительно сторон пластыря, что обеспечит плотное прижатие его к пробоине;
при спуске пластыря с палубы на аварийный борт необходимо обеспечить по возможности плотное прижатие пластыря к борту;
расстояние от поверхности воды до пробоины, т.е. глубину установки пластыря, необходимо контролировать по контрольному штерту;