Когда железнодорожная линия одной колеи встречается с линией другой ширины – это называется разрыв колеи. Это вызывает дополнительные расходы и неудобства для транспорта, который должен переходить с одной системы на другую.
Примером этого может служить Трансманьчжурская железная дорога, где Россия и Монголия используют широкую колею, в то время как Китай использует нормальную колею. На границе, каждый вагон необходимо поднять, чтобы заменить ходовые части. Вся операция, вместе с паспортным и таможенным контролем может занять несколько часов.
Другими примерами могут служить поездки по территории бывшего СССР: граница Украины и Словакии на поезде Братислава-Львов, и на румынско-молдавской границе на поезде Чисинау-Бухарест.
Этого можно избежать, используя систему, сходную с той, которую использовали в Австралии, где железные дороги в разных штатах имели разную колею – строить двойные колеи. Таким образом, линии имеют три рельсы, пара образует нормальную колею, а третий, находящийся либо внутри, либо снаружи, формирует либо более широкую либо более узкую колею. В результате, по линии могут ходить любые поезда.