Осуществление государственного регулирования естественных монополий обусловлено необходимостью решать экономические задачи, которые не могут быть реализованы с помощью рыночного механизма.
Основной целью государственного регулирования тарифов в сферах естественных монополий на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей и обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг. Тарифы устанавливаются федеральными и местными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по государственному регулированию цен (тарифов).
В таблице 1 представлены методы регулирования транспортных тарифов.
Таблица 1 – Методы регулирования транспортных тарифов
Виды транспорта |
Характер регулирования |
Железнодорожные перевозки |
Базовые схемы, их уровень и дифференциация определены прейскурантом №10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки». Решение о внесении изменений в прейскурант принимается Правительством или соответствующими государственными органами. |
Морской Перевозки: каботажные; внешнеторговые Услуги морских портов |
Тарифы на перевозки не регулируются. Тарифы определяются условиями рынка морских перевозок. Тарифные ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг. |
Речной Перевозки Услуги речных портов |
Тарифы на перевозки не регулируются. Тарифные ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг. Тарифные ставки определяются одним их двух способов: - индексируются ставки тарифов прейскуранта №14-01 «Тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом. Тарифное руководство №1-Р»; - рассчитываются самостоятельно перевозчиками. |
Авиационный Перевозки Услуги аэропортов |
Тарифы рассчитываются самостоятельно перевозчиками. Тарифные ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг. |
Автомобильный Перевозки |
Тарифы не регулируются государственными органами. Тарифные ставки определяются самостоятельно перевозчиками одним из двух способов: - индексируются ставки тарифов прейскуранта №13-01-01 «Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом»; - рассчитываются самостоятельно перевозчиками. |
Определить общую полезность блага для потребителя, функция предельной полезности задана аналитически MU=15–5Q. Требуется:
а) построить расчетную таблицу общей и предельной полезностей;
б) построить графики зависимостей общей и предельной полезностей от величины потребленного блага – Q (от 0 до 15);
в) вывести аналитическую формулу общей полезности: начальные условия – TU0=5 при Q=0.
Применительно к каждому виду благ индивидуум различает общую (TU) и предельную (MU) полезность. Под общей полезностью понимается суммарная полезность некоторого количества единиц определенного блага(Q). Предельная полезность представляет собой прирост общей полезности блага в результате увеличения потребления его на одну единицу.
С математической точки зрения предельная полезность блага представляет собой производную общей полезности по объему потребления блага:
, либо
если зависимость задается не в функциональной, а в табличной форме. Кривая предельной полезности в зависимости от величины объема потребления блага имеет тенденцию убывания, графически она изображается как нисходящая кривая.
Из зависимости
следует dTU=MUdQ
Решением этого дифференциального уравнения является:
Для конкретных ситуаций определяются верхние и нижние пределы интегрирования. В связи с тем, что в табличной форме показывается потребление не бесконечно малыми величинами, а целыми единицами, то табличная величина TU несколько отличается от величины общей полезности, полученной путем интегрального расчета.