Фирмы-производители эксплуатационных материалов выпускают целую гамму средств для удаления накипи из системы охлаждения двигателей, например 1, AGA II GEAR 7 MINUTES RADIATOR FLUSH, SITRANOL и т.д. Наряду с ними рекомендуются и другие химические реагенты:
Промывка системы охлаждения выполняется в следующей последовательности. Предварительно подготовленный раствор залить в систему охлаждения двигателя (термостат при этом снят). Пустить двигатель и прогреть его до температуры 70 - 80°С. После промывки (через указанное в таблице время) раствор из системы охлаждения слить и двукратно промыть ее при работающем двигателе в течение 5-10 мин. чистой горячей водой.
При сильном засорении и закупорке трубок радиатор снимают и заливают в него 10-процентный раствор каустической соды подогретый до 90°С. Через 30 мин раствор сливают и один или несколько раз промывают радиатор водой. Во избежание разрушения алюминиевых деталей в рубашку охлаждения нельзя заливать раствор каустической соды.
Для удаления накипи из системы охлаждения рекомендуется также промывочный раствор, содержащий на 100 л воды: 7 л технической соляной кислоты, 0,2-0,3 кг ингибитора ПБ, 2,5 кг технического уротропина, 0,2 - 0,3 кг смачивателя ОП-7, 0,1 кг пеногасителя (амиловый или изоамиловый спирт, скипидар),
Промывают систему охлаждения от 2 до 4 раз при работе двигателя в течение 10-15 мин. Затем промывают систему охлаждения горячей водой (2 раза по 3-5 мин), нейтрализующим составом, содержащим 5 г/л кальцинированной соды и 5 г/л двухромовокислого калия, в течение 15 мин и снова водой.
Для удаления накипи из системы охлаждения двигателей также применяют 2 % раствор технического трилона Б (20 г трилона на 1 л воды). Раствор заливают в систему работают с ним 6-7 ч, после чего раствор заменяют на свежий. Через 4-5 дней работы для последней промывки в систему заливают слабый раствор трилона Б (2 г трилона на 1 л воды). Окончательно систему охлаждения двигателя промывают чистой подогретой водой.
Можно также воспользоваться молочной сывороткой. Заполнив ею систему охлаждения, автомобиль эксплуатируется в течение 2 .3 дней, затем сыворотка сливается и система прмывается чистой водой.
Для удаления накипи из водяных полостей замкнутой системы охлаждения применяют щелочной раствор, для приготовления которого к 10 л воды добавляют 1 кг кальцинированной соды и 0,5 л керосина. Раствор приготовляют в количестве, необходимом для заполнения всей системы охлаждения. Заполнив раствором всю систему охлаждения, запускают двигатель и дают ему возможность поработать на малых оборотах 10-15 мин. Затем двигатель останавливают и раствор оставляют в системе охлаждения на 10-12 ч. По истечении этого времени двигатель снова запускают, заставляют его работать на малых оборотах 5-10 мин, останавливают и немедленно сливают раствор из системы, а затем промывают ее чистой водой.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы: freeze –замерзать, anti- против). Низкозамерзающие охлаждающие жидкости могут быть на основе солей, спиртов, глицерина и гликолей
Солевые антифризы Если добавить в воду около 23% обычной поваренной соли (NaCl), то этот раствор не замерзнет при температуре до минус 21°С, около 30% СaCl2 в воде не замерзнет до минус 55°С, а приблизительно 20% MgCl2 - до минус 33°С. На этом принципе разрабатывались солевые антифризы типа "Асол". Однако они вызывают сильную коррозию, а при постепенном выкипании воды вся соль остается на стенках системы охлаждения.
Спиртовые антифризы. Соотношение температуры замерзания раствора в зависимости от концентрации спирта:
Концентрация спирта |
Температура замерзания, oC | ||
Meтанол CH3OH |
Этанол C2H5OH |
Изопропанол C3H7OH | |
10 |
-5 |
- 3 |
-2 |
20 |
-12 |
-7 |
-7 |
30 |
-20 |
-12 |
-12 |
40 |
-34 |
-21 |
-18 |
50 |
-43 |
-30 |
-22 |
60 |
-40 |
-23 | |
70 |
-52 |
-26 | |
80 |
-67 |
-32 |