Детали газораспределительного механизма работают в условиях резко меняющихся скоростей, a некоторые детали подвергаются воздействию высоких температур (головки клапанов).
При уменьшенном зазоре в приводе клапанов они не будут полностью садиться в седло, и герметичность цилиндра нарушится. При увеличении зазора будут увеличиваться ударные нагрузки на это сопряжение. При значительной негерметичности клапанов сильно снижается давление в конце такта сжатия и при такте расширения, что уменьшает мощность двигателя, затрудняет пуск, увеличивает расход топлива.
Таблица.2.Основные неисправности, причины и способы их устранения ГРМ
Неисправность |
Причина |
Устранение неисправности |
Двигатель не развивает полной мощности |
Неправильно отрегулированы клапанные зазоры |
Отрегулировать клапаны зазора |
Двигатель работает на холостом ходу неустойчиво или глохнет |
Обгоревшие или деформированные клапаны |
Заменить клапаны |
Чрезмерный расход масла |
Изношенные или повреждённые прокладки (маслоотражатели) стержней клапанов |
Заменить прокладки (маслоотражатели) |
Чрезмерный износ клапанов |
Заменить клапаны | |
Значительный износ направляющих втулок клапанов |
Отремонтировать головку блока цилиндров | |
Стуки впускных и выпускных клапанов |
Слишком большой зазор между коромыслами и кулачками (толкателями) распределительного вала |
Отрегулировать зазоры |
Сломана пружина клапана |
Заменить пружину клапана | |
Слишком большой зазор между стержнем клапана и направляющей клапана |
Заменить клапаны и втулки | |
Чрезмерный износ одного или многих кулачков распределительного вала |
Заменить распределительный вал |
Работы, выполняемые при ТО по ГРМ ( ЕО, ТО-1, ТО-2, СО )
Техническое обслуживание механизма газораспределения заключается в периодическом осмотре наружных деталей, проверке и регулировке зазоров между клапанами и седлами, а также обеспечении плотности прилегания клапанов к седлам. При нарушении герметичности посадки клапанов производят притирку их конусных фасок к седлам.
Необходимо ежедневно при контрольном осмотре автомобиля после прогрева двигателя обращать внимание на отсутствии стуков при различной частоте коленчатого вала. После первых 2000 км пробега автомобиля, а в дальнейшем через 30 000 км нужно подтягивать гайки крепления крышки подшипников распределительного вала в установленной последовательности. После каждых 15 000 км пробега нужно проверять степень натяжения и состояние ремня привода распределительного вала и при необходимости натягивать его. Если на ремне обнаруживаются различные складки, трещины, расслоения, замасливания, а также разлохмачивания, то такой ремень может разорваться при работе двигателя, и он должен быть заменен до этого срока. При замасливании ремень тщательно протирают ветошью, которую предварительно смачивают бензином.