Проводят общие контрольно-осмотровые работы. Проверяют крепление двигателя и узлов систем питания и выпуска отработавших газов.
Компрессию в цилиндрах проверяют с помощью компрессометра на прогретом двигателе при температуре охлаждающей жидкости 75—80 "С. Наконечники компрессометра устанавливают вместо форсунки или свечи зажигания.
Проверка компрессии в цилиндрах производится после проверки и регулировки зазоров клапанов на прогретом (температура 80—90 °С) двигателе компрессометром или компрессографом.
Компрессометр состоит из манометра 3 с рукояткой 4 и подводящей трубки 2, на которой имеется резиновый или резьбовой наконечник, вставляемый в отверстие для вворачивания свечи зажигания.
Компрессограф представляет собой компрессометр с самописцем.
Для проверки компрессии вывертывают свечи зажигания, полностью открывают воздушную и дроссельные заслонки карбюратора и плотно вставляют наконечник компрессометра в отверстие для свечи зажигания. Затем прокручивают коленчатый вал стартером до тех пор, пока показание манометра не перестанет увеличиваться.
Компрессия в каждом цилиндре дизеля должна быть не менее 2 МПа и 0,6—1,2 МПа в бензиновом двигателе. Причем разница компрессии в разных цилиндрах двигателя не должна превышать 0,1 МПа.
Если компрессия ниже нормы, рекомендуется залить в цилиндр 0,020—0,025 л моторного масла и еще раз измерить компрессию. Если величина ее возрастает, то это указывает на неисправность поршневых колец, а если она существенно не изменяется, то причиной может быть неплотное прилегание клапанов или повреждение прокладки головки блока цилиндров. Резкое снижение компрессии (на 30—40 %) указывает на поломку колец или залегание их в поршневых канавках.