В качестве основных критериев выбора формы транспортного обслуживания для СУ приняты следующие показатели (в скобках приведены соответствующие им ранги):
– надежность времени доставки (1);
– тариф на перевозку (2);
– финансовая стабильность перевозчика (5);
– техническая готовность подвижного состава (6);
– сохранность груза (9);
– готовность (гибкость) перевозчика к изменению сервиса (13).
Степень удовлетворения перевозчиков выбранной системе факторов оценивалась независимыми экспертами по трехбалльной оценке: 1 – хорошо,
2 – удовлетворительно, 3 – плохо. Вычисление рейтинга перевозчика по каждому фактору произведено с учетом весовых коэффициентов, полученных из расчета общего количества факторов, деленного на соответствующий ранг. По оценке экспертов суммарный рейтинг СУ составил 12 и 13, у автобазы n, учет ранга факторов с весовым коэффициентом показал, что транспортные услуги автобазы n являются более предпочтительными.
После проведения первичного анализа эффективности транспортного обслуживания в СУ и автобазе n были подробно проанализированы транспортные издержки. Для их анализа использован метод расчета затрат по процессам. Данный инструментарий применяется все чаще на практике, так как позволяет провести точные расчеты по фактическим затратам на каждый отдельный процесс. Вычисление соответствующих рейтингов сведено в таблице 3.
Таблица 3 – Рейтинговая оценка и выбор перевозчика
Фактор-критерий |
Ранг/вес |
Перевозчики | |||
СУ |
Автобаза n | ||||
оценка |
рейтинг |
оценка |
рейтинг | ||
Надежность времени доставки |
01.июн |
3 |
18 |
3 |
18 |
Тариф на перевозку |
02.мар |
2 |
12 |
2 |
12 |
Финансовая стабильность перевозчика |
5/1,2 |
2 |
12 |
1 |
6 |
Техническая готовность подвижного состава |
06.янв |
1 |
6 |
2 |
12 |
Сохранность груза |
9/0,67 |
2 |
12,06 |
2 |
12,06 |
Готовность (гибкость) перевозчика к изменению сервиса |
13/0,46 |
2 |
11,96 |
3 |
17,94 |
Суммарный рейтинг |
12 |
72,02 |
13 |
78 |
Если дорожно-строительная организация (СУ) передаст транспортную функцию автобазе n, то произойдет значительное улучшение структуры основных производственных фондов и, прежде всего, производственно-технической базы, что повлечет увеличение коэффициента технической готовности. Это выгодно и для автобазы n, т.к. объемы работы подвижного состава увеличатся на 169537,49 час, что вызовет увеличение коэффициента выпуска подвижного состава на линию до 0,80, прямопропорционально ему возрастут и объем перевозок, и грузооборот. Анализ существующего положения в автобазе n по использованию подвижного состава, оборудования и площадей, а также проведенные расчеты позволяют сделать предположение, что предлагаемое мероприятие обеспечивает предприятию получение экономического эффекта. Технически исправный подвижной состав автобазы n станет востребованным почти в полной мере. Тем самым может быть снижена себестоимость единицы продукции и получена дополнительная прибыль в размере 2574,39 тыс. руб. Помимо снижения транспортных расходов на 1610,15 тыс. руб. возможен прирост прибыли за счет реализации подвижного состава (11512,55 тыс. руб.) [3].