Поперечные профили снимаются нивелиром, тахеометром, мерной лентой и другими геодезическими приборами на следующих местах:
с недостаточной шириной основания земляного полотна;
с деформированными откосами и недостаточными водоотводами;
по осям труб и задним граням устоев мостов;
переходах из насыпи в выемку.
Дополнительные поперечники для лечения земляного полотна и переустройства водоотводов устанавливаются индивидуально.
Разбивку поперечников производят перпендикулярно к оси пути; в кривых – к хорде, середина который проходит через снимаемый поперечник.
Длину поперечника в каждую сторону от оси пути устанавливают, чтобы последняя точка на поперечнике отстояла не менее 10 м от подошвы насыпи или бровки выемки.
На поперечнике последовательно снимают головку рельса, бровку балластной призмы, подошву балластной призмы, бровку земляного полотна, дно кюветов, переломы откосов насыпи и выемки, дно резервов и водоотводных канав; подошву, верх кавальеров; пересечение поперечником воздушных и подземных коммуникаций, границы лесопосадок, конец поперечника.
На откосах высоких насыпей и глубоких выемок, где горизонтальность ленты соблюсти затруднительно, измерение производится непосредственно по откосу с соответствующей отметкой об этом в полевом журнале.
Для расстояний, измеренных по откосам, горизонтальное заложение между точками определяется графическими засечками непосредственно при вычерчивании поперечного профиля.
Плюсовка точек поперечника ведется с точностью до 0,1 м, отсчеты по рейке – 0,01 м.
Наименованием «правая» и «левая» обозначается соответствующая сторона поперечника по ходу километража линии.
Поперечные профили вычерчиваются на миллиметровой бумаге в масштабе 1:100 или 1:200. (приложение 1)
Съемка плана линии
Съемку плана линии выполняют на участках пути, расположенных в кривых. На прямых участках пути съемка плана производится только в местах, где может возникнуть необходимость смещения пути: в пределах платформ, в местах негабаритных междупутий, в местах увеличения радиуса круговой кривой и длин переходных кривых за счет сдвижки прилегающих прямых участков пути.
На двухпутных участках кривые снимаются только по базисному пути, по которому разбит пикетаж с замером междупутий через 20 м.
Съемку кривых обычно производят измерением угла поворота и стрел изгиба теодолитом способом инженера Гоникберга и И.В. Теодолитом измеряют углы поворота между лучами визирования (хордами) одним полным приемом с перестановкой лимба между полуприемами на величину, близкую 90°.
Расхождение в значениях угла между полуприемами не должны превышать 2'. Длина луча визирования (L) принимается в зависимости от радиуса кривой.
R, М |
L ,М |
200 - 300 |
60 |
301 - 400 |
80 |
> 400 |
100 |