В зависимости от места функционирования транспортных машин различают подземный транспорт, транспорт на поверхности (строительной площадке и до отвалов) и внешний, предназначенный для доставки материалов и оборудования от заводов-изготовителей до строительной площадки.
Подземный транспорт разделяют на участковый, служащий для доставки грузов между забоями и основным горизонтом шахты, и магистральный — для доставки грузов от участковых транспортных средств до околоствольного двора. Транспорт грузов от околоствольного двора на поверхность по наклонным или вертикальным выработкам называют подъемом.
В зависимости от вида транспортируемых грузов различают транспорт основной, предназначенный для перемещения породы из забоя и добываемого полезного ископаемого, и вспомогательный, обеспечивающий перемещение в подготовительный забой различных материалов, оборудования и людей.
Транспортные машины рудников можно классифицировать по принципу действия, способу перемещения груза и грузонесущего органа, конструкции тягового органа и способу передачи тягового усилия, длительности работы на одном месте, конструктивному выполнению.
В зависимости от конструктивного исполнения и способа транспортирования различают следующие виды транспорта:
● локомотивный по рельсовым путям,
● конвейерный (включая конвейерные перегружатели),
● самоходный,
● канатный (с канатной тягой по наземным рельсам или подвесным канатным путям),
● скреперный,
● гравитационный,
● трубопроводный (гидравлический или пневматический),
● монорельсовый подвесной.
По принципу действия и характеру работы во времени транспортные машины разделяют:
● установки непрерывного действия - перемещающие грузы непрерывным потоком с загрузкой и разгрузкой при движении рабочего органа;
● установки периодического действия - работа которых характеризуется периодами во времени (циклами). Загрузка и разгрузка транспортных машин периодического действия обеспечивается при полной их остановке или на малой скорости.
По типу привода и роду потребляемой энергии различают транспортные машины с электрическим приводом, питаемым через контактный провод, гибкий кабель или от аккумуляторных батарей, с дизельным, дизель-электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом.
По длительности работы на одном месте различают транспортные машины:
● передвижные, которые перемещают постоянно вслед за продвиганием подготовительного забоя или периодически через небольшие промежутки времени (до 15 сут),
● полустационарные, перемещаемые через относительно большие промежутки времени, чем передвижные,
● стационарные, находящиеся в эксплуатации на одном рабочем месте не менее 1,5—2 лет.
По способу перемещения грузов различают транспортные установки:
● на которых груз транспортируется скольжением по наклонной плоскости под действием собственного веса или принудительным волочением по желобам или почве;
● на грузонесущих элементах, например на ленте конвейера, в кузове вагонетки, ковше погрузочно-транспортной машины;
● в рабочей среде (водной или воздушной).
В зависимости от конструкции тягового органа тяговое усилие в транспортных машинах может передаваться различными способами:
● в установках с тяговыми приводными колесами или гусеницами тяговое усилие передается сцеплением;
● в транспортных машинах непрерывного действия с тяговыми цепями и приводными звездочками — зацеплением;
● в установках непрерывного действия с тяговыми лентами или канатами и гладкими приводными барабанами и шкивами — трением;
● в установках периодического действия с концевыми канатами и барабанными лебедками — навивкой;
● в пневмо- и гидротранспортных установках — рабочей средой;
● в установках гравитационного транспорта — силой гравитации (силой веса).
● тяговое усилие может передаваться силой инерции (вибрационные конвейеры), электромагнитным способом (промежуточные магнитные приводы).
Область применения различных видов транспорта зависит от физико-механических свойств транспортируемых грузов, производительности, длины транспортирования и других факторов.
Кроме этого к подземным транспортным установкам относятся погрузочные и закладочные машины. Широко применяется вспомогательное транспортное оборудование: опрокидыватели, толкатели, лебедки, питатели, затворы, путевые стопоры, компенсаторы высоты и др. В приведенной выше классификации виды транспортных машин и вспомогательного оборудования имеют большое количество конструктивных разновидностей и типоразмеров, что обеспечивает их использование в различных условиях эксплуатации. В пределах каждого конструктивного вида имеется параметрический ряд машин, различающихся по производительности, мощности и размерам. Параметрическим рядом машин называется последовательность числовых значений основного параметра того или иного оборудования. Основным параметром для вагонов принят объем их кузовов, для локомотивов—сцепной вес, для конвейеров — ширина транспортирующего полотна и т. д. Параметрический ряд, дополненный конкретными размерами и характеристиками машин, называется размерным рядом или типажом машин. Типажи разработаны на все основные виды транспортных установок. На основании их составлены и утверждены ГОСТы, которые регламентируют параметры транспортных машин.