Классификация транспортных установок

В зависимости от места функционирования транспортных машин различают подземный транспорт, транспорт на поверхности (строительной площадке и до отвалов) и внешний, предназначенный для доставки материалов и оборудования от заводов-изготовителей до строительной площадки.

Подземный транспорт разделяют на участковый, служащий для доставки грузов между забоями и основным горизонтом шахты, и магистральный — для доставки грузов от участковых транспортных средств до околоствольного двора. Транспорт грузов от околоствольного двора на поверхность по наклонным или вертикальным выработкам называют подъемом.

В зависимости от вида транспортируемых грузов различают транспорт основной, предназначенный для перемещения породы из забоя и добываемого полезного ископаемого, и вспомогательный, обеспечивающий перемещение в подготовительный забой различных материалов, оборудования и людей.

Транспортные машины рудников можно классифицировать по принципу действия, способу перемещения груза и грузонесущего органа, конструкции тягового органа и способу передачи тягового усилия, длительности работы на одном месте, конструктивному выполнению.

В зависимости от конструктивного исполнения и способа транспортирования различают следующие виды транспорта:

● локомотивный по рельсовым путям,

● конвейерный (включая конвейерные перегружатели),

● самоходный,

● канатный (с канатной тягой по наземным рельсам или подвесным канатным путям),

● скреперный,

● гравитационный,

● трубопроводный (гидравлический или пневматический),

● монорельсовый подвесной.

По принципу действия и характеру работы во времени транспортные машины разделяют:

● установки непрерывного действия - перемещающие грузы непрерывным потоком с загрузкой и разгрузкой при движении рабочего органа;

● установки периодического действия - работа которых характеризуется периодами во времени (циклами). Загрузка и разгрузка транспортных машин периодического действия обеспечивается при полной их остановке или на малой скорости.

По типу привода и роду потребляемой энергии различают транспортные машины с электрическим приводом, питаемым через контактный провод, гибкий кабель или от аккумуляторных батарей, с дизельным, дизель-электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом.

По длительности работы на одном месте различают транспортные машины:

● передвижные, которые перемещают постоянно вслед за продвиганием подготовительного забоя или периодически через небольшие промежутки времени (до 15 сут),

● полустационарные, перемещаемые через относительно большие промежутки времени, чем передвижные,

● стационарные, находящиеся в эксплуатации на одном рабочем месте не менее 1,5—2 лет.

По способу перемещения грузов различают транспортные установки:

● на которых груз транспортируется скольжением по наклонной плоскости под действием собственного веса или принудительным волочением по желобам или почве;

● на грузонесущих элементах, например на ленте конвейера, в кузове вагонетки, ковше погрузочно-транспортной машины;

● в рабочей среде (водной или воздушной).

В зависимости от конструкции тягового органа тяговое усилие в транспортных машинах может передаваться различными способами:

● в установках с тяговыми приводными колесами или гусеницами тяговое усилие передается сцеплением;

● в транспортных машинах непрерывного действия с тяговыми цепями и приводными звездочками — зацеплением;

● в установках непрерывного действия с тяговыми лентами или канатами и гладкими приводными барабанами и шкивами — трением;

● в установках периодического действия с концевыми канатами и барабанными лебедками — навивкой;

● в пневмо- и гидротранспортных установках — рабочей средой;

● в установках гравитационного транспорта — силой гравитации (силой веса).

● тяговое усилие может передаваться силой инерции (вибрационные конвейеры), электромагнитным способом (промежуточные магнитные приводы).

Область применения различных видов транспорта зависит от физико-механических свойств транспортируемых грузов, производительности, длины транспортирования и других факторов.

Кроме этого к подземным транспортным установкам относятся погрузочные и закладочные машины. Широко применяется вспомогательное транспортное оборудование: опрокидыватели, толкатели, лебедки, питатели, затворы, путевые стопоры, компенсаторы высоты и др. В приведенной выше классификации виды транспортных машин и вспомогательного оборудования имеют большое количество конструктивных разновидностей и типоразмеров, что обеспечивает их использование в различных условиях эксплуатации. В пределах каждого конструктивного вида имеется параметрический ряд машин, различающихся по производительности, мощности и размерам. Параметрическим рядом машин называется последовательность числовых значений основного параметра того или иного оборудования. Основным параметром для вагонов принят объем их кузовов, для локомотивов—сцепной вес, для конвейеров — ширина транспортирующего полотна и т. д. Параметрический ряд, дополненный конкретными размерами и характеристиками машин, называется размерным рядом или типажом машин. Типажи разработаны на все основные виды транспортных установок. На основании их составлены и утверждены ГОСТы, которые регламентируют параметры транспортных машин.

Интересные публикации:

Навигационная подготовка судна
Транспорт как отрасль материального производства играет исключительно важную роль в экономической жизни страны. Водные и сухопутные пути сообщения представляют собой своеобразную “кровеносную” систему ее хозяйственного организма. Важную роль в единой транспортной системе страны занимает ...

Ремонт тормозной системы с пневматическим приводом
Автомобильный транспорт в общей транспортной системе России имеет важное значение и занимает первое место в перевозке грузов. Автомобильным транспортом доставляют сырье на промышленные предприятия и вывозят готовые изделия, перевозят сельскохозяйственную продукцию. Большую роль играет ав ...

Двигатели летательных аппаратов
Двигательная установка является основным элементом ракеты и обуславливает собой ее важнейшие параметры. Проектирование двигательной установки (ДУ) – важный и наиболее трудоемкий этап в создании ракеты. Целью проектирования ДУ является получение при заданных условиях ДУ с наилучшими ...