Характеристика транспортных машин и понятие перевозимого груза

Транспортные установки рудников служат для перемещения горной массы от забоев до поверхности, а в обратном направлении — породы для закладки выработанного пространства, крепи, оборудования и материалов. Все эти грузы перемещаются различными способами и средствами: под действием собственного веса, самоходными машинами, скреперными установками, конвейерами, в вагонах электровозами или лебедками. Кроме грузовых операций, на транспортных установках перевозят людей от ствола до забоя и обратно. Транспортирование осуществляется по горизонтальным, наклонным и вертикальным выработкам. Большая разветвленность транспортной сети связана с одновременной работой значительного числа забоев на разных горизонтах.

Подземные транспортные установки находятся в тяжелых и сложных условиях, что объясняется изменением рабочего места и длины транспортирования в связи с непрерывным перемещением забоев; стесненностью, обусловленной небольшим поперечным сечением подземных выработок; влажностью, запыленностью, а в ряде случаев взрывоопасностью среды; переменным характером нагрузок, действующих на установки. Поэтому транспортные машины должны быть приспособлены к быстрому изменению длины транспортирования, иметь высокую маневренность, стойкость к коррозии, а в некоторых условиях быть во взрывобезопасном исполнении, обладать высоким запасом прочности.

Для бесперебойной работы добычных машин необходимо, чтобы транспорт работал четко, полностью обеспечивал своевременную перевозку руды, вскрышных пород, закладочных материалов и оборудования. Кроме того, к транспорту предъявляются требования высокой степени безопасности и возможно меньшей себестоимости при эксплуатации.

Дальнейшее совершенствование внутришахтного транспорта идет по пути:

Применения самоходного высокопроизводительного забойного оборудования;

Переход на поточную технологию транспорта руды в блоках;

расширение области применения машин непрерывного действия для погрузки и транспортирования крепкой абразивной горной массы;

увеличение мощности и грузоподъемности подземных транспортных машин;

увеличение энерговооруженности труда рабочих забоя;

применение дистанционного и автоматического управления транспортной техникой.

Горнорудный транспорт имеет многовековую историю, относящуюся еще к ранним временам возникновения горного дела. Значительная роль в развитии промышленного транспорта принадлежит русским инженерам и ученым.

В 1764 г. изобретателем К.Д. Фроловым был осуществлен механизированный транспорт на поверхности Карабашского рудника (Алтай) с помощью водоналивного колеса. В 30-х годах XIX столетия машиностроители Е.А. и М.Е. Черепановы изготовили первый в мире паровоз, который использовался на одном из заводов Урала.

В 1861 г. изобретателем И.А. Лопатиным был создан ленточный конвейер и успешно применен на Ленских золотых приисках. В 1854 г. при разработке железных руд на горе Высокой (Урал) неизвестным русским механиком был построен и применен экскаватор с паровым приводом.

В 1876 г. инж. Ф.А. Пироцкий провел первые опыты по разработке и применению электровоза для движения поездов.

Важным событием в горной науке и науке о рудничном транспорте следует считать издание в 1843 г. «Курса горного искусства» А.И. Узатисом, преподавателем Петербургского горного института. В этой книге рассматриваются вопросы транспорта на горных предприятиях. Среди современных отечественных авторов, работы которых сыграли большую роль в развитии науки о подземном транспорте, необходимо выделить труды академиков А.М. Терпигорева и Л.Д. Шевякова, чл.-кор. АН СССР А.О. Спиваковского, акад. АН УССР Н.С. Полякова, профессоров Я.Б. Кальницкого, И.Г. Штокмана, А.А. Ренгевича, С.А. Волотковского и других ученых.

В 1901 г. инж. А.М. Терпигорев издал труд «Доставка», в котором были рассмотрены вопросы теории, даны расчеты и описано оборудование подземного транспорта. В 1932 г. им издана книга «Рудничный транспорт», положившая начало курсу того же названия в учебных горных заведениях.

Работы акад. Л.Д. Шевякова, относящиеся к 1921 — 1950 гг., посвящены теории и технико-экономическим исследованиям в области рудничного транспорта.

Чл.-кор. АН СССР проф. А.О. Спиваковскнй является основоположником науки о рудничном транспорте и автором курсов того же названия.

Интересные публикации:

Исследование рабочих процессов в рулевом приводе автомобилей
Выходной характеристикой рабочих процессов в рулевом приводе автомобилей можно считать величину изменения угла схождения управляемых колёс и соотношения их углов поворота. Обе величины в процессе эксплуатации изменяются в зависимости от ряда конструктивных и эксплуатационных факторов. ...

Обслуживание и текущий ремонт автомобильного транспорта в России
Автомобильный транспорт в России имеет большое значение, так как обслуживает все отрасли народного хозяйства промышленность, сельское хозяйство, торговля и так далее. Ежегодно увеличиваются перевозки пассажиров автобусами и легковыми автомобилями по городским, пригородным, междугородным и ...

Бесстыковые рельсовые цепи
Бесстыковые рельсовые цепи (БРЦ) применяют на линиях, где рельсовые нити пути составлены из цельносварных рельсовых плетей большой длины. Исключение из состава рельсовой линии изолирующих стыков, как малонадежных в эксплуатации элементов, способствует повышению прочности пути, снижению ш ...