В настоящее время компания Boeing рекомендует всем авиакомпаниям, даже с маленьким флотом и налетом на самолет, вести свою собственную программу надежности. Это поможет выяснить причину ухудшения надежности агрегатов и вовремя принять меры.
Также компания Boeing рекомендует авиакомпаниям разрабатывать свои собственные «ресурсные» интервалы для компонентов. Предотвращение отказа позволит значительно сократить расходы на возможный ремонт.
Зачем это все придумано? Для того, чтобы поддерживать летную годность ВС без излишних замен изделий АТ.
Программа контроля и предотвращения коррозии CPCP (Corrosion Prevention and Control Program)
Коррозия с возрастом самолета становится очень актуальной и важной проблемой эксплуатации.
Группа International Airworthiness Assurance Working Group разработала для компании Boeing программу контроля и предупреждения появления коррозии. Выполнение этой программы обязательно каждым оператором, т.к. она содержит минимально необходимый перечень работ для поддержания летной годности ВС, что способствует безопасности полетов
Требования по безопасности топливных систем SFAR (Special Federal Aviation Regulations) №88
17 июля 1996 года, 25ти летний Boeing 747-100 взорвался в воздухе сразу после взлета из аэропорта Кеннеди, Нью-Йорк. Расследование NTSB показало, что взрыв произошел из-за неустановленного источника искры в топливных баках. Сразу были выпущены поправки к воздушному законодательству FAR, датированные 18 апреля 2001 года. Поправка 25-102 (Fuel Tank Ignition Prevention) включает в себя требования по предотвращению возгорания топливных баков и снижению концентрации керосина в виде пара в баках.
До взрыва этого самолета B747-100 авиакомпании TWA были катастрофы, связанные с возгоранием и взрывом топливных баков, но им не придали должного значения. В 1989 году самолет Beech 400 – взорвался центральный топливный бак, в 1990м году новый (год в эксплуатации) Boeing 737 взорвался во время буксировки на вылет из-за короткого замыкания в проводке рядом с топливными баками.
Поправка 21-78 представляет собой требования SFAR 88, которые призывали пересмотреть множество эксплуатируемых на момент топливных систем на возможность возгорания топлива. Требования SFAR 88 требовали пересмотреть историю эксплуатации и обслуживания топливных систем самолетов, чтобы обнаружить возможные источники возгорания в топливных баках, которые по каким-то причинам не были учтены во время сертификации ВС.
Документ требовал качественного и количественного анализа топливных систем для обнаружения скрытых недостатков конструкции и режимов эксплуатации, которые могли привести к детонации топливных баков. Анализу подверглась не только конструкция топливных систем целиком, но и отдельных компонентов, которые могли вызвать возгорание.
Требования SFAR 88 (рис.25) применяются ко всем ВС, имеющим газотурбинную силовую установку, получившим сертификат типа после 1 января 1958 года, с коммерческой загрузкой более 7600 lbs и пассажировместимостью от 30 человек.
Рис. 25. Требования SFAR 88
За время разработки и совершенствования SFAR 88 стало ясно, что все угрозы и причины возгорания устранить невозможно, поэтому система должна быть устойчивой не менее чем к двум независимым отказам. Необходимо отметить, что много внимания было уделено именно скрытым отказам и их возможным последствиям. Новые работы по ТО сделали топливные системы более устойчивыми к отказам оборудования и ошибкам технического обслуживания. Со временем требования SFAR 88 распространялись и на другие критические системы самолета.