Определение густоты пассажиропотока является важной задачей, предшествующей выбору композиции состава и расчету плана формирования пассажирских поездов дальнего следования.
Суточная густота пассажиропотока на участке с учетом спроса на категории мест в поездах определится по формуле:
Гi = Sdiq Аq, (2.14)
Где i - номер участка;
q- номер струи пассажиропотока;
diq - элементы матрицы инциденций струя-участок;
1; если пассажиропоток q-той струи
diq = следует по i – му участку
0; в противном случае
Аq - суточный пассажиропоток q-той струи;
На разветвленном направлении допускаются разные маршруты следования пассажиров между узлами, поэтому сначала необходимо произвести распределение корреспонденций пассажиропотоков между узлами полигона, которое сводится к поиску кратчайших по времени следования путей между ними.
Метод выбора маршрута следования пассажиров с использованием алгоритма поиска кратчайших путей между любыми двумя узлами полигона основан на применении тернарной операции и позволяет получить матрицу длин кратчайших путей.
Сущность тернарной операции заключается в следующем:
dik = dij + djk, если djk > dij + dik и i¹j¹k, (2.15)
Где dik - длина некоторого пути, соединяющего i –й и k-й узлы;
dij, djk - длины путей, соединяющих соответственно i –й и j-й; и j-й и k-й узлы;
Расчет начинается с построения исходной матрицы Д1, в которой элемент djk равен длине дуги (i, k), если такая дуга принадлежит направлению G, т.е. (i, k)ÎG и djk = ¥ в противном случае. Одновременно строится матрица В1 с элементами (i, k), равными k.
Пересчет элементов матрицы Д1 в соответствии с тернарной операцией вызывает пересчет элементов матрицы В1 по следующему правилу:
(i, j), если djk > dij + dik (2.17)
(i, k) = (i, k), если djk £ dij + dik (2.18)
Работа алгоритма начинается с применения тернарной операции при j = 1, т.е. пересчета всех элементов матриц Д1 и В1, кроме элементов первой строки и первого столбца. Все остальные элементы матрицы Д1 остаются без изменения. В результате получаются матрицы Д2 и В2. Следующая итерация сводится к пересчету всех элементов матриц Д2 и В2, кроме элементов второго столбца и второй строки, т.е. при j = 2. Продолжая аналогичные вычисления, получают остальные матрицы.
Последняя матрица – матрица длин кратчайших путей между узлами направления. По ней можно определить последовательность узлов и построить любой из кратчайших путей между ними.
Исходные матрицы Д1 и В1:
Матрица Д1
I/k |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
0 |
977 |
¥ |
¥ |
¥ |
¥ |
2 |
977 |
0 |
¥ |
¥ |
¥ |
¥ |
3 |
¥ |
¥ |
0 |
¥ |
¥ |
¥ |
4 |
¥ |
¥ |
¥ |
0 |
¥ |
¥ |
5 |
¥ |
¥ |
¥ |
595 |
0 |
¥ |
6 |
¥ |
¥ |
¥ |
552 |
¥ |
0 |