Общий запас воды под килем UKC (Under keel clearance) определяется по формуле
UKC=Hф – Tmax
где: Нф= Но+-∆Н(t) – фактическая глубина в данной точке в данный момент времени, м;
Но- указанная на карте глубина в данной точке относительно нуля глубин, м;
∆Н(t) – отклонение фактического уровня воды от ординара (нуля глубин) в данный момент времени, м; Определяется с помощью графика прилива.
Tmax=То+∆Т – максимальная статическая осадка судна;
То- статическая осадка судна в воде стандартной плотности (ρо=1,025кг\м), м;
∆Т- увеличение осадки при переходе из воды с большей плотностью в воду с малой плотностью.
UKC=Hф – Tmax = 9.1 – 6.6= 2.5 м.
ΔТ= D (ρo – ρ1)\100g*ρ1
где D- водоизмещение судна,т;
g – число тонн на 1 см осадки, т\см.
ρ1- плотность воды в районе плавания.
Общий запас воды под килем (UKC) считается достаточным, если он не менее суммы запасов глубин:
UKC≥∑Zi,
где ∑Zi = Zo+ Z1+ Z2+ Z3
Zo – минимальный навигационный запас глубины под килем, обеспечивающий безопасное плавание и управляемость судна на мелководье по тихой воде самой малой скоростью; Определяется в метрах взависимости от вида грунта из таблицы:
Таблица 1.11
Вид грунта |
ил |
песок |
глина |
камень |
Zo,м |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
Z1- запас глубины на крен судна, возникающий от воздействия ветра и гидродинамических сил на повороте; рассчитывается по формуле
Z1= 0,01В* θ(м)= 0,01*18*3= 0,54 м.
где: В – ширина судна,м;
θ – угол крена, град.
Z2 - волновой запас, учитывающий дополнительное погружение судна на волнении; определяется по методике РШСУ-98 (приложение 11).
Таблица 1.12
Длина судна,м |
Высота ветровых волн, м | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
75 100 150 200 250 300 |
0,2 0,2 0,1 0,1 - - |
0,7 0,6 0,4 0,3 0,3 0,2 |
1,2 1,1 0,8 0,7 0,6 0,5 |
2,0 1,7 1,3 1,1 1,0 0,8 |
Z3 –скоростной запас глубины, учитывающий изменение осадки судна на мелководье на ходу по сравнению с его осадкой на тихой воде без хода за счет » проседания»; определяется по методике РШСУ-98 для L\B=6.
Таблица 1.13
Отношение глубины моря к осадке судна, м |
Скорость судна, уз | |||||
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 | |
2,0 |
0.1 |
0.2 |
0.4 |
0.6 |
1.0 |
1.6 |
1,2 |
0.2 |
0.3 |
0.5 |
0.9 |
1.4 |
- |
При скорости, превышающей указанную в таблице, достоверность данных резко падает, так-как возникает явление спутной волны и другие негативные явления.
Для оценки безопасности прохода судна необходимо: