Количество перемещаемых насыпных грузов (м3 или т) из подготовительных забоев и материалов и оборудования в единицу времени (смену, сутки или год) называют грузооборотом по горной массе или по вспомогательным грузам. Грузооборот действующей шахты, определяемый перемещением количества полезного ископаемого в единицу времени, характеризует производственную мощность шахты (т/год).
Количество груза, транспортируемое по определенной трассе в единицу времени, называют грузопотоком.
Изменение грузопотока во времени характеризуется коэффициентом неравномерности
kН=(Qmax/Qcp)<l,
где Qmax — максимальное значение грузопотока в единицу времени, т/ч (т/мин);
Qcp — среднее значение грузопотока за время работы машины в течение смены, т/ч (т/мин).
Расчетный грузопоток Qp (т/ч), по которому выбирают производительность транспортной машины:
Qp = Qcм kн / tм = Qcм kн / tсм kи
где Qcм — сменный грузопоток, т/см;
tм — машинное время, в течение которого работает машина за смену, ч (мин);
tсм — длительность смены, ч (мин);
kи = tм / tсм <1 — коэффициент использования машины во времени (коэффициент машинного времени),.
Коэффициент неравномерности грузопотока для транспортных установок работающих в забое kн = 1,75…2; в блоках, выемочных участках и панелях kн = 1,4…1,7; в магистральных выработках kн = 1,2…1,3; а коэффициент использования погрузочных и транспортных установок времени kи = 0,3…0,7.
Производительность выбранной транспортной машины должна быть больше расчетного грузопотока на 15—20%.
Для снижения (сглаживания) неравномерности грузопотоков используют промежуточную бункеризацию горной массы путем установки в транспортной линии аккумулирующей емкости.
В рудных шахтах в качестве аккумулирующей емкости применяют рудоспуски, накопление руды в составах вагонов.
При конвейерном транспорте регулирование грузопотоков во времени и по производительности можно осуществлять изменением скорости движения несущего полотна конвейера.