В настоящее время автомобильный парк страны пополняется автотранспортными средствами новой конструкции, совершенствуется структура подвижного состава, увеличивается численность дизельного парка, растет число транспортных средств большой грузоподъемности и пассажировместимости. Темпы роста объемов перевозок и численность подвижного состава растут и нуждаются в увеличении численности предприятий автотехобслуживания. Это вызывает необходимость исследования пути ускорения научно-технического прогресса в отрасли, определить рациональные формы и направления развития производственно-технической базы. В условиях интенсификации и ресурсных ограничений решение это актуально и своевременно.
Современный этап развития автомобильного транспорта характеризует существенное усиление интенсификации производства на базе ускорения научно-технического прогресса, совершенствования форм общественной организации, эффективное использование действующего производственного потенциала.
Так как на российских дорогах могут ездить безопасные и технически исправные автомобили, если каждый автомобиль будет своевременно проходить техническое обслуживание ТО−1. Для этого создают специальные пункты, в которых имеется всё необходимое оборудование для проверки. Проверка осуществляется на основании государственного стандарта ГОСТ Р 51709-2001, в котором указаны требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.
Из-за повышающегося количества автотранспортных средств загруженность пунктов технического обслуживания стала велика, поэтому необходимо принимать меры. Либо увеличивать число пунктов, либо увеличивать пропускную способность этих пунктов, с помощью совершенствования программы технического обслуживания ТО−1, улучшая ее технологичность, качественность, респектабельность.
Чтобы обеспечить работоспособность автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы: воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй - систему восстановления (ремонта).
Одной из важнейших задач в области эксплуатации автомобильного парка является дальнейшее совершенствование организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с целью повышения их работоспособности и вместе с тем снижение затрат на эксплуатацию [1, стр. 15]. Актуальность указанной задачи подтверждается и тем, что на техническое обслуживание автомобиля затрачивается во много раз больше труда и средств, чем на его производство.
ТО – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании [1, стр. 17]. ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды эксплуатации автомобиля.
При ТО – 1 обеспечивается:
– надлежащий внешний вид, чистота картеров, корпусов;
– БДД;
– защита окружающей среды = экологическая безопасность автомобиля;
– топливная экономичность, ресурс шин;
– безотказность работы автомобиля на линии.
Сущностные направления ТО – 1:
– уменьшение интенсивности изнашивания;
– предупреждение отказов и неисправностей, выявление их с целью своевременного устранения.
Это профилактическое мероприятие, проводимое принудительно в плановом порядке (процесс эксплуатации изделия – управляемый), как правило – без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей. Со снятием – если определить техническое состояние узла можно только в цехе (ТНВД, стартер, генератор, ...).
Типичные работы ТО – 1:
– контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочно-заправочные;
– шинные, электротехнические, по системе питания (выделяются особо);
– очистные, моечные, уборочные (не только для красоты, но и для обеспечения нормального теплового режима, предупреждения замыканий, заеданий, коррозии).
Многие считают, что если нет замен деталей, то это – ТО, а если есть, то – ремонт. Разделять технические воздействия на «чистое ТО» и «чистый ремонт» по признаку «наличие замен деталей» нецелесообразно. При организации ТО и ремонта это может быть даже вредно: лучше заранее предполагать, что при заезде автомобиля на ТО (ТО – 1, ТО – 2, ...) потребуется выполнить какой-то ремонт (в частности – сопутствующий ТР), а при заезде на ТР – какие-то операции ТО (устранить отказ в системе и попутно всю её обслужить).
Задачей ТО-1 является снижение интенсивности параметров технического состояния механизмов и агрегатов автомобиля, выявление и предупреждение неисправностей, обеспечение экономичности работы, безопасности движения, защиты окружающей среды путём своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ. ТО должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, узлов и систем автомобиля в пределах установленных периодичностей по тем воздействиям, которые включены в перечень операций [2, стр. 47].
Диагностические работы (процесс диагностирования) являются технологическим элементом ТО и ремонта автомобиля они дают информацию о его техническом состоянии при выполнении соответствующих работ.
Своевременное проведение ТО подвижного состава позволяет содержать автомобили в технически исправном состоянии.
Несвоевременное техническое обслуживание создает благоприятные условия для дорожно-транспортных происшествий и предельных износов и поломок узлов и деталей автомобилей.
По результатам многочисленных исследований годовая производительность автомобилей к концу срока их службы снижается в 1,5 - 2 раза по сравнению с первоначальной [2, стр. 61], снижается также безопасность их конструкции. За срок службы автомобиля расходы на его техническое обслуживание и ремонт превосходят первоначальную стоимость в 5 - 7 раз [2, стр. 62]. Поэтому важным направлением, как при проектировании, так и при эксплуатации автомобилей является точная и достоверная прогнозная оценка основных показателей надежности их деталей.
Курсовой проект по техническому обслуживанию ставит своей целью:
закрепление и расширение теоретических и практических знаний по проектировании и организации процесса ТО−1;
развитие у навыков самостоятельной работы со специальной нормативной и научно-технической литературой при проектировании технологического процесса ТО−1;
Каждый десятый работник в стране – на автотранспорте, в автосервисе. ТЭА вместе с автомобильной промышленностью находится в самом начале транспортного конвейера, обеспечивая его ПС нужных эксплуатационных свойств.
В затратах на перевозки: 11…13% – затраты на ТО и ТР, 35…45% – затраты, зависящие от качества ТО и ТР (на топливо, шины, штрафы, буксировки…) [3, стр. 10].
Структура трудовых затрат за весь срок службы автомобиля: ТО-1 – 91%, КР – 7%, изготовление – 2% [3, стр. 10]
Технически неисправные автомобили → увеличенное в 2…7 раз содержание вредных компонентов в ОГ, повышенный на 15…20% уровень шума, 4…8% ДТП, перерасход топлива, повышенные затраты на шины, снижение мощности двигателя → снижение среднетехнической скорости → меньше производительность автомобиля [3, стр. 11].
Внутрисменные потери рабочего времени ремонтников (примерно 40%) и непроизводительные затраты времени (примерно 15%).
Имеющееся технологическое оборудование загружено на 5…15%.
Из-за некачественного ТО−1 – 35% объемов ТО и Р [3, стр. 11].
Изложенное свидетельствует об актуальности проблемы организации процесса ТО−1.
Нормы, нормативы используются: для расчета числа исполнителей, числа рабочих постов; для рационализации процессов ТО-1, на поточной линии; при оперативном управлении производством, при формировании нормированных заданий; при анализе эффективности ТЭА.
Нормирование → обеспечиваются высокопроизводительная работа с нормальной интенсивностью без стойкого переутомления и равная напряженность труда для всех → улучшение морально-психологического климата в коллективе, лучше дисциплина.
Нормы бывают:
1) дифференцированные (пооперационные);
2) укрупненные – для групп работ, операций (ТО-1);
3) удельные (чел.-ч/1000 км).
Нормы 2) и 3) корректируют в зависимости от конкретных условий эксплуатации (см. «Положение о ТО и Р») [4] .
Организация ТО-1:
Требования:
1) ,
где L1 – периодичность ТО-1;
2) 100%-е выполнение нормативного перечня операций (на практике – примерно 50%);
3) качественное выполнение каждой операции.
Планирование постановки автомобиля на ТО-1:
1) По пробегу – отслеживается цепочка пробегов в лицевых карточках автомобилей. С учетом и без учета пробегов в различных категориях условий эксплуатации.
2) Календарное планирование при постоянстве суточных пробегов автомобиля (пример – маршрутные автобусы):
− с учетом целодневных простоев автомобилей (ЦП);
− без учета ЦП.
Из «Положения о ТО и ТР» [4]: «При качественном выполнении ТО-1 должна обеспечиваться безотказная работа автомобиля до следующего ТО-1». Однако возможно ли это: ведь для узлов, отвечающих за безопасность, периодичность ТО выбирается из условия Rд = 0,9…0,98, для остальных узлов допустимый уровень безотказности Rд еще больше – 0,8 [4].
Порядок выполнения Д-1 (варианты)
Перед ТО-1: уменьшается пропускная способность участка Д-1 из-за необходимости выполнения на нем большого числа преддиагностических операций; крупные неисправности обнаруживаются редко (периодичность контроля мала).
В процессе ТО-1 – невозможно использовать конвейер на линии; оборудование Д-1 используется неэффективно (только для ТО-1).
После ТО-1: пропускная способность увеличивается на 30-40% (не нужно выполнять преддиагностические операции), можно использовать для автомобилей после ТО-2 и ТР [3, стр. 78].
Сопутствующий ТР при ТО-1 (СТР)
Из «Положения о ТО и ТР» [4]: «Допускаются работы ТР трудоемкостью 5…7 чел -мин каждая, но суммарная трудоемкость СТР должна быть не больше 20% нормативной трудоемкости ТО-1». Иначе ТО превращается в ТР, ухудшается качество ТО.
«Скользящий» слесарь – это обычно бригадир, помогающий отдельным исполнителям на поточной линии, если они не укладываются в такт поста.
МАДИ рекомендует предварительно сортировать автомобили по трудоемкости (для этого диагностировать перед ТО-1). Это нереально.
Потери из-за асинхронности работы постов поточной линии (по результатам статистического моделирования/
Киев, КАДИ, М.Н. Бедняк)
Типовые поточные линии ТО-1 (разработаны НИИАТ) показаны в табл. 1, где Nс1 – суточная программа по ТО-1 [6].
Таблица 1 − Типовые поточные линии ТО-1
Тип линии |
Число линий |
Число постов на линии |
Nс1 за смену |
Общее число рабочих |
Число автомобилей в АТП |
I1 |
1 |
2 |
11-16 |
5-9 |
180-220 |
II1 |
1 |
3 |
15-24 |
7-14 |
240-350 |
I2 |
2 |
2 |
|||
II2 |
2 |
3 |
Главными недостатками в организации работ по ТО и ремонту автомобилей являются:
- Нехватка запасных частей и ремонтных материалов для проведения ТО и ремонта;
- не эффективное использование рабочего времени;
- потери времени при простое;
- не качественное, не полное проведение ТО, не в полном объеме;
- не своевременность проведения ТО;
- плохая организация;
- низкая квалификация ремонтных рабочих;
- отсутствие технологических карт на проведение техобслуживания.
Для высокопроизводительного использования и техобслуживания техники, а вследствие этого повышения производительности труда предлагаю ввести следующие мероприятия по устранению недостатков при ТО и ремонте
- в полном объеме снабжать предприятия по ТО и ремонту автомобилей новыми деталями и агрегатами, запасными частями и ремонтными материалами;
- проводить курсы по подготовке специалистов, обучению и консультациям рабочих кадров;
- своевременно полно и качественно проводить ТО;
- каждый рабочий занимался своим делом;
- приобрести новое технологически необходимое оборудование для повышения качества и производительности ремонтных работ.
ТО−1 является частью технологического процесса и обеспечивает получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания.
Важнейшей задачей в любом хозяйстве является правильная, качественная организация технического обслуживания автомобилей. Этой актуальной теме и посвящается курсовой проект.