Прибыль – это разность между доходами и эксплуатационными расходами предприятия. Прибыль является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующих результат хозяйственной деятельности предприятия. В процессе анализа результатов работы применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества, валовая (балансовая) прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль (прибыль, остающаяся у предприятия), прибыль от внереализационной деятельности предприятия.
Прибыль железных дорог – это превышение доходов над расходами. Поэтому основными факторами ее формирования являются доходы железных дорог и эксплуатационные расходы. Железные дороги получают прибыль от перевозочной, подсобно-вспомогательной и прочей деятельности, а также экономии от сокращения расходов. Вагонное депо Брест осуществляет различные виды деятельности, которые можно разделить на две основные группы: перевозки и подсобно-вспомогательная деятельность.
Прибыль используется на цели, предусмотренные в годовом финансовом плане: централизованные платежи в бюджет и вышестоящие организации, покрытие плановых затрат, образование резервов и отчисления в фонды экономического стимулирования.
Различают балансовую и расчетную прибыль. Балансовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации услуг, основных производственных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на суму расходов по этим операциям. Предприятие может увеличить прибыль, если оно перевыполняет план, улучшить технико-экономические показатели использования основных фондов и оборотных средств и снизить себестоимость продукции. Расчетная прибыль меньше балансовой на сумму платы за производственные фонды и нормируемые оборотные средства, выплаты процентов банку за полученные кредиты. Расчетная прибыль служит для образования фондов экономического стимулирования. Прибыль и рассчитываемая на ее основе рентабельность железнодорожных перевозок являются важными показателями эффективности хозяйственной деятельности железных дорог. Прибыль - это обобщающий показатель финансовых результатов деятельности предприятии железнодорожного транспорта, характеризующий абсолютную эффективность хозяйствования. Проведем анализ динамики и структуры прибыли вагонного депо Брест за период с 2004 по 2008 год с учетом приведения данных в сопоставимый вид.
Таблица 1.18 – Динамика прибыли
Показатель |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
Прибыль, млн.руб. |
1308 |
1702 |
1903 |
2030 |
6146 | |
Прибыль в сопоставимом виде, млн.руб. |
1913 |
2304 |
2417 |
2300 |
6146 | |
Абсолютный прирост, млн.руб. |
по цепной схеме |
391 |
113 |
-117 |
3846 | |
по базисной схеме |
391 |
504 |
387 |
4233 | ||
Темп роста, % |
по цепной схеме |
100 |
120,5 |
104,9 |
95,2 |
267,2 |
по базисной схеме |
100 |
120,5 |
126,3 |
120,2 |
321,3 | |
Темп прироста, % |
по цепной схеме |
20,5 |
4,9 |
-4,8 |
167,2 | |
по базисной схеме |
20,5 |
26,3 |
20,2 |
221,3 |