История ГУП «Мосгортранс» начинается 31 июля 1958 г. В этот день решением Мосгорисполкома было образовано Управление пассажирского транспорта Москвы (УПТМ) посредством слияния действовавших на тот момент Трамвайно-троллейбусного управления и Управления пассажирского автотранспорта.
Таким образом, все три основных вида наземного массового общественного маршрутного транспорта г. Москвы – автобус, троллейбус, трамвай – были организационно объединены в единый производственно-технологический комплекс.
Вновь образованное транспортное предприятие, наследником которого является ныне существующее ГУП «Мосгортранс», стало крупнейшим в России оператором городских пассажирских перевозок. Годовой объем перевозок УПТМ в 1960 году составлял 2 млрд 669 млн пассажиров (72,6% от общего объема, выполняемого всеми видами транспорта в городе), парк транспортных средств насчитывал 5 800 единиц (1 776 вагонов трамвая, 1 360 троллейбусов и 2 665 автобусов). В состав УПТМ на момент его образования входило 8 трамвайных депо, 4 троллейбусных и 7 автобусных парков, Служба пути, Служба движения, Служба тяговых подстанций, 4 ремонтных завода (СВАРЗ, Троллейбусный ремонтный завод, Электромеханический инструментальный завод, Термитно-стрелочный завод) и другие подразделения.
В течение 1990–2008 гг. в структуре Мосгортранса неоднократно происходили изменения. С 1 октября 1991 г. ММПО «Мосгортранс» преобразовали в Комитет пассажирского транспорта г. Москвы, в ведение которого передали маршрутный таксомоторный транспорт (маршрутные такси). Председателем комитета назначили Александра Ульянова.
10 февраля 1992 г. Комитет пассажирского транспорта ликвидировали, вывели из его состава предприятие легкового автотранспорта и на базе комитета образовали муниципальную компанию «Мосгортранс», президентом которой также назначили А. Ульянова. 14 февраля 1994 г. МК «Мосгортранс» переименовали в государственную компанию «Мосгортранс», в состав которой вошло 62 предприятия.
Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2001 г. №928 государственная компания «Мосгортранс» была переименована в государственное унитарное предприятие «Мосгортранс» с преобразованием отдельных подразделений. Эксплуатационные и ремонтные предприятия, службы и другие подразделения получили наименование «дочернее государственное унитарное предприятие» (ДГУП). Вскоре ДГУПы преобразовали в филиалы ГУП «Мосгортранс».
В 2007 г. в состав ГУП «Мосгортранс» вошел Зеленоградский автокомбинат; Мосгортранс НИИ проект выделен в отдельное предприятие. Сегодня в структуру ГУП «Мосгортранс» входит 48 филиалов.
Услугами городского наземного общественного транспорта столицы ежедневно в рабочие дни пользуются более 5,5 миллионов человек, что составляет примерно 35 процентов общего объема пассажироперевозок, осуществляемых в городе общественным транспортом.
В рабочие дни на улицы Москвы выходит 7332 единицы подвижного состава ГУП «Мосгортранс», в том числе 5274 автобуса, 1348 троллейбусов и 710 трамваев. Технический парк ГУП «Мосгортранс» постоянно обновляется: приобретается подвижной состав, адаптированный для пожилых людей, инвалидов и других маломобильных граждан. Новый подвижной состав имеет низкий уровень пола, оборудован системой кондиционирования салона, оснащен системами видеонаблюдения и спутниковой навигации.
Рисунок 1. Структура ГУП «Мосгортранс»
На сегодняшний день предприятие обслуживает 767 маршрутов, из них 637 автобусных, 89 троллейбусных и 41 трамвайный. Общая длина маршрутной сети – 7995,5 км. В структуру предприятия входит 48 филиалов, в том числе 5 трамвайных депо, 7 троллейбусных парков, 18 автобусных парков и Филевский автобусно-троллейбусный парк, а также службы, обеспечивающие работу наземного городского пассажирского транспорта.
ГУП «Мосгортранс» – это 40-тысячный коллектив профессионалов, чья работа направлена на создание комфортных и безопасных условий для проезда пассажиров. 47 процентов коллектива составляют водители, в том числе линейные – 38 процентов, около 21 процента – руководители, управленцы, остальные 33 процента – рабочие и квалифицированные рабочие разных специальностей. Предприятие является активным членом российских и международных общественных транспортных союзов и объединений.
В систему ГУП «Мосгортранс» входит 19 автобусных парков, на балансе которых сегодня находится 6691 единица линейного подвижного состава автобусного транспорта. В настоящее время в ГУП «Мосгортранс» эксплуатируются автобусы марок «Икарус», «ЛиАЗ», «МАЗ» и «Волжанин». Основной маркой городских маршрутов является «ЛиАЗ». Начиная с 2004 года техническое оснащение транспортных средств, поступающих в ГУП «Мосгортранс», соответствует европейским требованиям, предъявляемым к современному подвижному составу.
В 2011 г. инвентарная численность парка автобусов ГУП «Мосгортранс» составила 6185 единиц. В целях значительного улучшения качества перевозки пассажиров наземным городским пассажирским транспортом Правительством Москвы выделены средства и размещен заказ на поставку в 2011 г. 2070 современных низкопольных автобусов стандарта «Евро-4» и «Евро-5».
Новый подвижной состав обеспечит условия удобной посадки пассажиров, в т.ч. маломобильных граждан, комфортные условия проезда за счет обеспечения кондиционирования салонов в жаркое время года и отопления в холодное время. В новых автобусах предусмотрено также наличие навигационных систем, устройств контроля режима труда и отдыха водителей, систем видеонаблюдения и автоматического пожаротушения, систем бортовой диагностики, современных информационных средств, в т.ч. для пассажиров со слабым зрением. При реализации Программы инвентарная численность парка автобусов к 2016 г. составит 8000 единиц, в т.ч. за период 2012–2014 гг. инвентарь планируется увеличить на 1000 единиц. Парк подвижного состава будет максимально унифицирован. С 2012 г. предлагается приобретение автобусов экологического класса только «Евро-5» и выше. К 2015 г. весь подвижной состав автобусного транспорта будет полностью низкополным и адаптирован для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
Государственное унитарное предприятие города Москвы «Мосгортранс» реализует городские автобусы, выбывающие из интенсивной эксплуатации. К реализации предлагаются автобусы моделей Икарус-280, Икарус-435, Икарус-415, ЛиАЗ-5256 до 2002 года выпуска, эксплуатирующиеся на маршрутах общественного транспорта города Москвы. Однако одна замена подвижного состава не может обеспечить качественное обслуживание населения. Наиболее значимой проблемой организации работы пассажирского транспорта в Москве стало задержки и несоблюдение интервалов движения. Причиной такой проблемы в первую очередь стало загруженность улиц города транспортными средствами, постоянно возникающие пробки.
Компания «Геолайф», специализирующаяся на мониторинге дорожного движения в Москве, предоставила BFM.ru результаты своего исследования, целью которого было проанализировать динамику изменения средних скоростей движения автотранспорта в столичном регионе. В рабочие дни за минувшие шесть месяцев (с января по июль) в среднем автомобили снизили скорость на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Причем темп падения скорости в первом квартале составил 13,3%, однако во втором он несколько замедлился – до 6,6%. Эксперты «Геолайф» считают этот показатель весьма существенным и характеризуют его как «тревожный фактор в оценке московской транспортной ситуации».
График 1. Средняя скорость движения автотранспорта по Москве в рабочие дни (с 06:00 до 20:00, км/час)
Заметные изменения в течение первого полугодия происходили и в движении автотранспорта по выходным дням. Так, если в первом квартале был отмечен рост значений средней скорости, достигавший в феврале почти 13%, то в последующие три месяца скорости неизменно падали в пределах 2–5%. В итоге, снижение скоростей во втором квартале полностью компенсировало рост в начале года, а среднее полугодовое значение оказалось аналогичным прошлогоднему.
Отчет подготовлен по результатам анализа данных о движении автотранспорта в первом полугодии 2012 года и сравнения полученных данных с показателями за аналогичный период 2011 года. При построении отчета было обработано более 1,2 млрд измерений и 35,8 млн км пройденного пути автомобилями с установленными телематическими блоками.
График 2. Средняя скорость движения автотранспорта по Москве в выходные дни (с 06:00 до 20:00, км/час)
Одной из мер по борьбе с пробками в Москве рассматривается вопрос о выделении обособленной полосы для общественного транспорта. Таким образом предполагается увеличить эффективность уже существующих дорог. Пересадив хотя бы 30% автомобилистов на общественный транспорт, власти рассчитывают снизить дорожный трафик. При этом количество перевезенных людей должно возрасти.
Введение выделенных полос позволит получить:
ü сокращение времени движения на маршруте в пиковый и межпиковый периоды;
ü увеличение скорости движения автобусов;
ü увеличение количества перевезённых пассажиров;
ü Уменьшить напряженность на улицах за счет пересадки части владельцев легковых автомобиль на общественный транспорт.
Практика ряда стран убедительно показывает, что выделение специальных полос является одним из наиболее эффективных методов организации движения городского общественного транспорта.
- Анализ зарубежного опыта организации наземного пассажирского транспорта
- Создание выделенных полос для городских автобусных маршрутов
- Разработка предложений по организации выделенных полос
- Описание маршрутов пользующихся выделенными полосами
- Оценка эффективности организации выделенных полос
- Обзор оценки свободного времени
- Оценка повышения эффективности работы городских автобусных маршрутов за счет организации выделенных полос