Если автомобиль успел выгореть на солнце и побледнел, краску придется подбирать. Но и эта проблема решаема. Для этого существуют лаборатории по подбору и изготовлению краски. Один кг акриловой краски при этом обойдется в 50-80 у.е., а эмали с металлическим блеском — 100—130 у.е.
Для восстановительного ремонта поврежденного лакокрасочного покрытия в условиях гаража или небольшой мастерской используют более простую и доступную технологию, хотя простота в данном деле — понятие относительное. Процесс покраски автомобиля включает в себя много технологических операций, большинство из которых отличаются трудоемкостью. Объясняется это тем, что само покрытие состоит из нескольких слоев, каждый из которых имеет определенное назначение, и исключение хотя бы одного из них приводит к ухудшению защитных и декоративных свойств покрытия. Основные виды лакокрасочных материалов, применяемых для восстановительной окраски, — грунтовки, шпатлевки и эмали.
- Грунтовки — это лакокрасочные материалы, наносимые непосредственно на поверхность металла и характеризующиеся хорошей адгезией с металлом и наносимыми сверху слоями шпатлевки и эмали. Требования к грунтовочным покрытиям таковы: они должны быть устойчивы к действию растворителей, высоких температур во время сушки последующих слоев покрытия, не размягчаться при нанесении эмали.
Поскольку грунтовки содержат большое количество неорганического противокоррозионного пигмента, они не дают блеска и после высыхания образуют матовую поверхность, обеспечивающую хорошую адгезию с последующими слоями.
Чаще практикуется двукратное или смешанное грунтование, при котором наносят один слой грунтовки, а затем вторым слоем напыляют на него другой тип грунтовки. При этом общая толщина грунтовочного слоя не должна превышать 25-40 мкм.
- Шпатлевки — лакокрасочные материалы, предназначенные для выравнивания неровностей поверхности перед нанесением эмали. Так как в них содержится большое количество минерального наполнителя, шпатлевки имеют пасто- или тестообразную консистенцию.
- Эмали — это материалы, применяемые для наружной окраски автомобиля, они дают непрозрачное цветное покрытие.
Для восстановительной окраски кузовов легковых автомобилей применяют в основном меламиноалкидные и нитроэмали. Но, существуют также эмали на водной основе.
В автосервисе, на станциях техобслуживания, авторемонтных предприятиях и мастерских восстановление поврежденных лакокрасочных покрытий проводят по типовым технологическим процессам, поскольку там есть для этого все необходимые материалы.
Условные обозначения групп лакокрасочных материалов по типу пленкообразователя
На основе поликонденсационных смол:
- алкидноуретановые АУ
- глифталевые ГФ
- кремнийорганические КО
- меламиновые МЛ
- мочевинные (карбамидные) МЧ
- пентафталевые ПФ
- полиуретановые УР
- полиэфирные насыщенные ПЛ ненасыщенные ПЭ
- фенольные ФЛ
- фенолоалкидные ФА
- циклогексаноновые ЦГ
- эпоксидные ЭП
- эпоксиэфирные ЭФ
- этрифталевые ЭТ
На основе полимеризационных смол:
- каучуковые КЧ
- масляно- и алкидностирольные МС
- перхлорвиниловые ХВ
- полиакрилатные АК
- поливинилацетальные ВЛ
- сополимерно-акриловые АС
- поливинилацетатные ВА
На основе сополимеров:
- винилацетата ВС
- винилхлорида ХС
- фторопластовые ФП
- дивинилацетиленовые ВН
На основе природных смол:
- битумные БТ
- канифольные КФ
- масляные МА
- шеллачные ШЛ
- янтарные ЯН
На основе эфиров целлюлозы:
- нитратцеллюлозные НЦ