Силовые элементы горизонтального и вертикального оперений должны быть увязаны друг с другом и силовыми элементами фюзеляжа.
Расположение турбо – реактивных двигателей в хвостовой части фюзеляжа выдвигает требования по размещению основных силовых элементов фюзеляжа и оперения, связанное с обеспечением безопасности полета в случае разрушения турбин двигателей.
Рули, как правило, выполняются по однолонжеронной схеме с нервюрами, расположенными перпендикулярно лонжерону.
При Т-образном оперении горизонтальное оперение рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы линия максимальных толщин его профилей была сдвинута назад относительно этой линии вертикального оперения на величину L»(0.1¸0.5)bв в целях уменьшения аэродинамического сопротивления оперения.
При выборе положения лонжеронов киля с расположенным на нем горизонтальным оперением приходится искать оптимальное расстояние между лонжеронами киля, при котором масса конструкции получается наименьшей. Этого можно достичь при расположении переднего лонжерона в пределах (0,15¸0,2)bво, а заднего – (0,6¸0,65) bво.
Выбор конструктивно-силовой схемы шасси
Конструктивно-силовая схема шасси и схема его уборки должны обеспечивать:
- наименьшую массу шасси (с учетом усиления вырезов под шасси в конструкции планера);
- наименьший объем шасси в убранном положении;
- простоту кинематической схемы механизмов выпуска и уборки шасси.
На большинстве современных самолетов носовые стойки шасси убираются в переднюю часть фюзеляжа движением вперед-вверх.
В нормальных эксплуатационных условиях выпуск шасси осуществляется гидравлической системой. В аварийных случаях определенные преимущества имеет схема убирания вперед-вверх, обеспечивающая выпуск носовой стойки под действием силы тяжести и скоростного напора.
Схемы убирания главных стоек шасси можно разбить на три группы:
А) главные стойки, крепящиеся к крылу, а убирающиеся частично в крыло, частично в фюзеляж.
Б) главные стойки, крепящиеся к крылу и убирающиеся в крыло (либо в гондолы, расположенные на крыле).
В) главные стойки, крепящиеся к фюзеляжу и убирающиеся в фюзеляж.
Схема Б наиболее приемлема на легком самолете с низко расположенным крылом.
Авиационная силовая установка предназначена для создания силы тяги. Она состоит из двигателя, а также систем и устройств, обеспечивающих его работу.
В силовую установку включаются следующие системы: топливная, масляная, охлаждения, противопожарная, противообледенительная, запуска, всасывания и выпуска. К устройствам относятся: крепление двигателя, гондола, управление силовой установкой.
Перечисленные системы и устройства тесно связаны между собой.