Механизм запрокидывания тележки служит для установки тележки в определённом положении относительно амортизационной стойки:
* в убранном положении - колёсами вверх;
* в выпущенном положении - с наклоном передних колёс вниз.
Механизм запрокидывания тележки состоит из стабилизирующего амортизатора, качалки и упругой тяги. Своё движение при запрокидывании и возвращением в исходное положение тележка получает от подкоса-цилиндра уборки и выпуска главной ноги.
Подкос-цилиндр, перемещаясь во время уборки и выпуска, поворачивается вокруг средней оси шлиц-шарнира. При этом посредством стабилизирующего амортизатора, качалки и упругой тяги он заставляет тележку поворачиваться вокруг её оси подвески.
Наличие в механизме запрокидывания упругих звеньев в виде стабилизирующего амортизатора и упругой тяги, предохраняет механизм запрокидывания от разрушения как при обжатии амортизационной стойки во время её работы при передвижении самолёта по земле, так и при выдвижении штока амортизационной стойки после отрыва самолёта от земли при взлёте.
В процессе уборки и выпуска стабилизирующий амортизатор и упругая тяга работают как жёсткие тяги.
Звенья механизма соединены между собой шарнирно. Качалка сделана из стали 30ХГСА.
Расчет элементов основной стойки шасси
Исходные данные
Взлетная масса самолета mвзл=11460 [кг].
Посадочная масса самолета mпос=9460 [кг].
Взлетная скорость Vвзл=220 [км/ч].
Посадочная скорость Vпос=200 [км/ч].
Количество основных стоек r=2.
Количество колес на основной стойке z0=2.
Количество амортизаторов на стойке к=1.
Геометрические параметры a/b=0.85.
Подбор колес
В соответствии с условиями эксплуатации на колесах следует устанавливать пневматики высокого давления. Для стояночной нагрузки на колесо имеем:
;
.
По полученным данным из сортамента выбираем колеса КТ-28/2 со следующими характеристиками:
V*взл = 350 [км/ч]; V*пос=300 [км/ч]; Р*ст.взл = 31.4 [кН]; Р*ст.пос= 23 [кН]; Р*пред = 206 [кН]; Р*mg = 90.2 [кН]; d*mg = 90 [мм]; A*mg = 3330 [Дж]; P*0 = 1060 [кПа].
Для колес основных стоек должны удовлетворяться условия:
Ркст.взл £ 0.9Р*ст.взл; 25 £ 0.9×31.4; 25 < 28.3;
Ркст.пос £ 0.9 Р*ст.пос; 20.6 £ 0.9×23; 20.6 < 20.7;
Vвзл £ V*взл; 220£350;
Vпос £ 0.9V*пос; 220<0.9×300.
Так как Ркст.пос £ 0.9 Р*ст.пос , то пересчитываем колеса по формулам:
Р0 = Р*0×Ркст.пос/Р*ст.пос = 1060×20.6/23 = 949 [кПа];
Рmg = P*mg×Pkст.пос/ Р*ст.пос = 90.2×20.6/23 = 80.8 [кПа];
dст = d*mg× P*ст.пос/ P*mg = 90×23/90.2 = 22,9 [мм] – стояночное обжатие пневматика.
Определим коэффициент грузоподъемности колеса:
nгр = P*mg/ Р*ст.пос = 90.2/20.4 = 44.2
Для коэффициента перегрузки nэпос принимаем значение:
Требование nэ£nгр удовлетворяется, тогда nэвзл=2. Тогда получаем эксплуатационные нагрузки на колесо:
Рэ к пос=nэпос×Ркст.пос=2.98∙20.6=61.4[кН];
Рэ к взл=nэвзл×Ркст.взл=2∙25=20[кН].
Так как стойка содержит спаренные колеса, то при посадке более нагруженное колесо воспринимает усилие:
Рэ пос=2×Рэк.пос∙0.6=2∙61.4∙0.6=73.7[кН].
Определение параметров амортизатора
Эксплуатационная работа, поглощаемая амортизационной системой при посадке:
Аэ=mред(Vуэ)2/2;
где mред - редуцированная масса, кг;
Vуэ–приведенная вертикальная составляющая скорости самолета во время удара, м/с
для основных стоек: mред=mпос=9.46∙103[кг];
запишем значение для скорости:
,
тогда Аэ=9.46∙103∙3.52/2=58[кДж]. Одна стойка воспримет Аэ=Аэ/2=58/2=29[кДж].