Железнодорожный транспорт
Все железнодорожные линии общего пользования на территории Ивановской области относятся к Северной железной дороге (управление — в Ярославле). По состоянию на 2011 год, все без исключения железные дороги широкой колеи на территории Ивановской области являются однопутными и неэлектрифицированными.
По состоянию на 2011 год, пассажирское движение (поезда дальнего следования и пригородные поезда) имеется на всех железнодорожных линиях общего пользования, кроме линий Первушино — Заволжск и Фурманов — Волгореченск.
Ведомственная железнодорожная линия Родники — Хлябово, по состоянию на 2011 год, полностью разобрана.
В сети железнодорожного сообщения задача состоит в пуске «рельсового автобуса» по маршруту «Иваново – Москва», в сохранении и развитии пригородных маршрутов.
Проведя исследование, можно сделать следующие выводы.
Роль транспорта в экономике Ивановской области и России в целом огромна. Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.
Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и сферы обслуживания. В то же время он вызвал и многие отрицательные явления: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ; автомобиль - один из главных факторов шумового загрязнения. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоемы, страдает растительный и животный мир.
Статистические данные, приведенные в дипломной работе, ярко свидетельствуют о том, что вся транспортная система Ивановской области охвачена кризисом, переживаемая экономическая и политическая нестабильность осложняет её финансовое положение. Продолжается падение объема перевозок пассажиров, что связано с экономическим спадом в отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения. Перед транспортной системой стоит ряд проблем, выход из которых зависит как от самого комплекса, так и государственной политики по отношению к каждому виду транспорта и транспортной системе в целом.
Народное хозяйство региона ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.
Наличие инвестиций предполагает хорошее техническое оснащение транспорта. Для Ивановской области эта проблема наиболее актуальна, так как большее количество транспортных средств, да и оборудования в целом достались нам от СССР. Это оборудование уже отслужило свой срок и требует замены. Состояние и развитие транспортных средств зависит от уровня научно-технического прогресса, оно необходимо и не может быть приостановлено. Конфликты между транспортными средствами и средой обитания человека серьезны. Однако эти конфликты вызваны целым комплексом разнородных факторов и в принципе поддаются устранению.
Важную роль в решении этой проблемы играет комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых в области эксплуатации транспортных средств. К ним относится: совершенствование структуры парков подвижного состава, преимущественное развитие в городах малотоксичных видов транспорта, улучшение технического обслуживания, ремонта и контроля над техническим состоянием транспортных средств.
На основе широкого использования новейших достижений научно-технического прогресса появляется возможность создания новых прогрессивных технологий, которые по самому своему существу становятся экологическими чистыми, не наносят ущерба окружающей среде, а также возможность одновременного решения экологических, технических, организационных и экономических проблем развития общественного производства при меньших затратах.