Приемы и способы маскировки железнодорожных мостовых переходов
Цель маскировки переправ - способствовать обеспечению внезапности форсирования рек, повышению живучести переправ и переправляющихся войск. Эта цель достигается:
– выбором участка форсирования, способствующего скрытию переправляющихся войск;
– скрытием подготовки к оборудованию (строительству) и процесса оборудования переправы (строительства моста);
– скрытием переправы от воздушной (наземной) разведки или от обоих этих видов разведки;
– маскировкой моста на жестких опорах под разрушенный;
– оборудованием и содержанием ложных переправ.
Процесс оборудования переправы (строительству моста) присущи следующие демаскирующие признаки:
– скопление техники, людей, переправочных (мостостроительных) средств на одном или обоих берегах;
– наличие переправочных (мостостроительных) средств на воде;
– звуки работающих двигателей переправочно-десантных машин, понтонных автомобилей, буксирно-моторных катеров;
– штабеля лесоматериалов, древесные отходы на площадке лесозавода, движение к реке автомобилей с мостовыми конструкциями, удары дизель-молотов и стук топоров.
Паромные переправы, переправы вброд, ледяные переправы, наплавные, низководные и колейные механизированные мосты обнаруживаются визуальным наблюдением, фотографированием, телевизионными, лазерными, тепловыми и радиолокационными средствами. Средства тепловой и радиолокационной разведки обнаруживают переправы и в условиях ограниченной видимости.
Общим демаскирующим признаком оборудованной железнодорожной переправы является наличие подъездных путей на обоих берегах и движение по ним техники. Кроме того, каждому виду переправы присущи свои демаскирующие признаки:
– мостовой переправе – четкая прямолинейная полоса пролетного строения (светлее воды в бесснежные периоды года и темнее снега зимой), наличия катеров на воде, движение техники по мосту;
– ледяной переправе - резко заметная темная полоса на заснеженной реке, сливающаяся с темной полосой дороги: блиндажи для расчетов, содержащих переправу, с признаками жизнедеятельности (дым, тропинки);
– при глубоком снеге - снежные валы вдоль переправы, образующиеся при расчистке льда;
– паромной переправе - загрузка и движение паромов;
Для повышения живучести железнодорожного моста или восстанавливаемого моста необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
– установить табельные средства имитации - уголковые отражатели;
– оборудовать 2-3 ложных моста из уголковых отражателей;
– подготовить в районе моста табельные средства для задымления.
Маскировка прикрываемых или восстанавливаемых железнодорожных объектов производится с использованием табельных средств имитации: уголковых отражателей типа ОМУ, "Пирамида", "Угол", пневматических отражателей "Сфера-ПР", тепловых имитаторов КФП, дымовых шашек типа УДШ, БДШ. Мероприятия по маскировке и имитации ж/д объектов направляются в первую очередь на снижение возможности по нанесению прицельных ударов высокоточным оружием.
На каждые 100 п.м. прикрываемого железнодорожного моста требуется установить следующие средства:
– уголковые отражатели типа ОМУ – 24 шт.;
– уголковые отражатели типа "Пирамида", "Сфера-ПР" – 20 шт.;
– устройство радиолокационной маски (помеха) – 10 шт.;
– тепловые имитаторы КФП – 24 шт.;
– дымовые шашки типа БДШ – 225 шт.
Дымовыми завесами скрываются паромные, мостовые и ледяные переправы, а также переправы вброд и под водой. Постановка дымовых завес производится так, чтобы дым скрывал не только переправу, но и близлежащие острова, озера, перекрестки дорог и другие ориентиры.
Таблица 10 – Основные характеристики дымовых шашек
Показатели |
Малая ДМ-11 |
Унифицированная УДШ |
Большая БДШ-5 |
Морская МДШ |
Размеры, см Высота Диаметр |
11,5 16,0 |
13,9 31,8 |
48,5 41,2 |
48,5 41,2 |
Масса, кг |
2,2-2,4 |
13,5 |
45-50 |
41-45 |
Продолжительность дымообразования, мин |
5-7 |
8-10 |
5-7 |
6-10 |
Непросматриваемая длина дымовой завесы при средних метеорологических условиях Днп, м |
До 50 |
100—150 |
200 |
350 |