К концу 1868 г. была сооружена железнодорожная сеть, соединившая Москву с сельскохозяйственными районами европейской части России. Несколько позднее была в основном закончена вся железнодорожная сеть, намеченная в указе от 1857 г. (Указ об учреждении Главного общества железных дорог).
Следующие данные дают представление о развитии железнодорожной сети России.
Таблица
Развитие железнодорожной сети в европейской части России
Годы | Построено, км | Общая длина железных дорог, км |
до 1861 | 1488 | 1488 |
1861-1865 | 2055 | 3543 |
1866-1870 | 6659 | 10202 |
1871-1875 | 7424 | 17626 |
1876-1880 | 3529 | 21155 |
1881-1885 | 3074 | 24229 |
1886-1890 | 2864 | 27093 |
1891-1895 | 6643 | 33736 |
1896-1900 | 7978 | 41714 |
1901-1905 | 6532 | 48246 |
С учетом же начавшейся в 1890-х годах постройки Сибирской Железной дороги и строительства дорог в Средней Азии суммарная протяженность российских дорог достигла: в 1900 г. - 59 879 км, 1905 г. - 65 309 км, 1915 г. - 74 996 км.
Масштабное железнодорожное строительство активизировало развитие России во всех сферах социальной и экономической жизни. В хозяйственном отношении большой спрос на оборудование, паровозы, подвижной состав, рельсы и различные материалы стал импульсом для быстрого роста металлургической и машиностроительных отраслей. Увеличился спрос на строительные материалы, уголь. Более 7з добычи угля в Донбассе шло на нужды транспорта.
Железные дороги в первые же годы своей работы в России сосредоточились на перевозках основных видов сельскохозяйственного и иного сырья. Так, наибольшее значение приобрели хлебные грузы (зерно и проч.). В общем объеме железнодорожных перевозок они заняли первое место.
Таблица
Объем железнодорожных перевозок России
Годы | Всего перевезено | В том числе хлебных грузов | |
жел. дорогами, млн. т. | млн. т. | % от общего объема груза | |
1870 | 8,1 | 2,2 | 27,5 |
1873 | 18,9 | 6,7 | 35,5 |
1874 | 22,2 | 9,1 | 41,1 |
1876 | 22,5 | 9,5 | 42,1 |