После 1860 г. и до начала XX в. экспорт увеличился в три раза.
Развитие новых видов транспорта в этот период в России (как и всегда в подобных ситуациях, повсеместно) привело к ускорению операций торговли, т.е. ускорению оборота торгового капитала, а следовательно, росту прибылей, высвобождению дополнительных средств, в том числе для инвестиционных целей. В конечном итоге создавались предпосылки для большего хозяйственного Прогресса в промышленных и сельскохозяйственных отраслях. В результате инициировались и социальные перемены, дополнительно к тем, которые происходили и под прямым, непосредственным воздействием возможностей пассажирских перевозок. Иными словами, наблюдается усиление миграционных потоков или же вообще возникновение таких миграций, которые раньше практически не существовали. Усилилось, например, переселение крестьян в города, начался процесс быстрой урбанизации. железный дорога национальный перевозка
Одновременно, в результате установления пароходного сообщения между Европой и Северной Америкой возник устойчивый поток эмигрантов из Старого Света в Новый. Миллионы людей из России в конце XIX в. и начале XX переселились в США.
Вместе с тем, несмотря на форсированное строительство железных дорог в России, страна продолжала значительно отставать по густоте железнодорожной сети от Западной Европы. В 1895 г. в России на 1 кв. км территории приходилось 1,5 км дорог (в том числе в европейской части России - 9,7 км, а в азиатской всего 0,6 км), тогда как в Англии - 106 км, в Германии 80 км. В данном случае не только протяженность строящихся дорог, но и разница в размерах территории отражались на этом показателе. Иными словами, сама площадь территории России затрудняла решение задачи транспортного обеспечения страны.
К XX столетию весь капитал, вложенный в железные дороги России, оценивался в 4,7 млрд. руб., в том числе 3,5 млрд. руб. из них принадлежало государству. Государству отводилась главная роль в создании основной транспортной инфраструктуры России - железнодорожной. На железных дорогах России трудилась целая армия рабочих.
Таблица
Численность рабочих в России, тыс. чел.
Годы | В целом | Занятых на железной дороге |
1865 1890 1903 1904 | 706 1433 2208 | 32 253 469 712 |
Строительство железных дорог изменяло демографическую ситуацию в ряде районов, в особенности в Сибири. В районе Сибирской железной дороги население составляло в 1900 г. - 5846 тыс. чел., в 1909 г. - 8683 тыс. чел. Грузооборот тем временем вырос еще больше: в 1900 г. - 732,6 тыс. т., 1909 г. - 3 266,2 тыс. т.
Ежегодное число переселенцев составило в 1900 г. - 66,8 тыс. чел., к 1909 г. оно выросло до 320 тыс. чел. Этому способствовало то обстоятельство, что в 1904 г. переселение крестьян в Сибирь стало свободным. Миграция переселенцев (и "ходоков") в целом во всю азиатскую часть России составляла
1905 -44 тыс. чел.,
1906-216,7 тыс. чел.,
1907 - 577,0 тыс. чел.,
1908-758,8 тыс. чел.,
1909 - 707,5 тыс. чел.
1910-353,0 тыс. чел.,
1911 - 326,1 тыс. чел.,
1912-259,6 тыс. чел.,
1913-327,9 тыс. чел.