Обращает на себя внимание одно очень важное обстоятельство. В царской России на рубеже XIX и XX столетий, в целом до первой мировой войны, было развернуто такое активное железнодорожное строительство, что в результате были сооружены главные магистрали страны. В дальнейшем, при советской власти, основная схема наиболее важных железных дорог в общем сохранялась без изменений долгие годы. Разумеется, сеть дорог разрасталась, дополнялась, модернизировалась, но ее общая прежняя схема и далее служила основой советского железнодорожного транспорта.
Тем временем в речном транспорте дореволюционной России судовладельцы активно объединялись в тресты и синдикаты. В начале 1900-х гг. эти объединения охватили большую часть сообщений на российских реках: Волге, Оке, Каме, Днепре и сибирских реках. Большую известность получили смешанные объединенные общества "Самолет", "Кавказ и Меркурий", "Днепровское". В сфере морских перевозок в это же время происходило синдицирование морских транспортных обществ - "Ропит" (Русское общество пароходства и торговли) и др.
Данные о национальном доходе России показательны для иллюстрации значимости транспорта страны.
Таблица
Национальный доход России в 1913 г.
Отрасли | Млн руб. | % |
Сельское хозяйство | 8792 | 51,4 |
Промышленность | 4793 | 28,0 |
Транспорт | 1356 | 7,9 |
Прочее | 2167 | 12,7 |
Всего | 17108 | 100,0 |
Весьма велика была роль в этот период железнодорожных перевозок именно для вывоза сельхозпродукции на экспорт.
Таблица
Удельный вес экспортных перевозок ряда товаров в общем объеме их перевозок по железной дороге, в %
Виды товаров | Годы | |
1901-1905 | 1911-1913 | |
Зерновые хлеба лен и конопля пенька отруби картофель сахар | 57,9 75,3 52,5 77,0 11,3 12,6 | 45,8 75,6 48,2 73,8 26,4 16,4 |
Сравнение динамики вывоза (по стоимости) основных товаров на экспорт показывает быстрые темпы его роста.
Обеспечение территорий железнодорожным транспортом было естественно неравномерным. Кроме центра (Москвы) и столичного района (С.-Петербург) наиболее обеспеченными стали северо-западные (Прибалтика), западные (Польша) и юго-западные (Западная Украина) территории России. Именно эти окраинные территории вскоре после Первой мировой и гражданской войн отошли от России и не входили в СССР до 1939-1940 гг.