Быстрый рост железных дорог вытесняет гужевой транспорт. Так, в снабжении Москвы за этот период гужевые перевозки упали с 246 тыс. т. до 8 тыс. т. Вместе с тем изменяются пути грузопотоков. Появляются новые схемы тяготения районов, расширяются возможности поставок, в том числе мелкооптового снабжения. В целом страна получила мощный импульс экономического и социального развития. В частности, возросла емкость внутреннего рынка, и увеличились экспортные возможности.
По мере дальнейшего развития железнодорожного транспорта меняется товарная структура перевозок. Уже к началу 1900-х годов хлебные грузы теряют свое первоначальное значение (их удельный вес снижается до 20-25%), поскольку другие грузы, в первую очередь промышленное сырье, быстро набирают темпы. Среди основных грузов фигурируют также каменный уголь, нефтепродукты, лесные стройматериалы, металлы и металлоизделия.
Во второй половине XIX в. в России быстро развивалось и пароходное сообщение по внутренним водным путям, по которым курсировали: в 1863 г. - 646 пароходов общей мощностью 47 тыс. л.с., в 1890 г. - 1824 парохода общей мощностью 103 тыс. л.с., в 1895 г. - 2539 пароходов общей мощностью 130 тыс. л.с.
Таблица
Объем перевозок грузов по внутренним водным путям на судах с паровыми двигателями
Годы | В среднем в год, млн. т. | Годы | В среднем в год, млн. т. |
1876-1880 1881-1885 1886-1890 | 14,0 14,0 16,6 | 1891-1895 1896-1898 | 20,1 27,7 |
За 20-летие перед началом XX в. перевозки грузов по водным путям выросли в два раза (для сравнения: по железным дорогам в три раза).
Развитие транспорта способствовало активизации экспортных и импортных грузопотоков, т.е. более широкому вовлечению России в международные экономические отношения.
Таблица
Объемы внешней торговли России (в среднем за год, по пятилетиям), млн. руб.
Годы | Вывоз | Ввоз |
1861-1865 | 225,8 | 206,7 |
1866-1870 | 317,3 | 317,8 |
1871-1875 | 470,6 | 565,8 |
1876-1880 | 527,3 | 517,8 |
1881-1885 | 549,9 | 494,3 |
1886-1890 | 630,9 | 392,3 |
1891-1895 | 621,4 | 463,5 |
1896-1900 | 698,2 | 607,3 |