- Никогда не выходить на наблюдения (измерения) без предварительной подготовки:
· проверить исправность прибора, его поправку;
· наметить очередность измерения навигационных параметров;
· снять счислимые навигационные параметры на намеченное время измерений;
· замечать время и отсчет лага в момент измерений;
· записи результатов измерений делать в записной книжке (блокноте) по подготовленной схеме. При этом неукоснительно придерживаться правила: пишем то, что наблюдаем, чего не наблюдаем – того не пишем;
- все вычисления и исправления отсчетов поправками делать не во время измерений, а на рабочем месте в процессе обработки;
- все вычисления рекомендуется повторять, а графические построения – проверять.
Методические меры по предупреждению промахов при решении навигационных задач:
- Выбор способа определения места, соответствующего навигационной обстановке. Во всех случаях стремиться следовать правилу: чем ближе судно к навигационной опасности, тем точнее и чаще должно определяться его место. При этом надо учитывать, что возможность просто и быстро обработать навигационные параметры и нанести обсервованное место на карту иногда более отвечает требованию обеспечения навигационной безопасности плавания судна, чем высокая точность.
- Единичную обсервацию по двум линиям положения, даже при высокой её точности, нельзя считать абсолютно надежной. Надежным может быть место, которое определено по трем и более разнородным навигационным параметрам.
- По возможности следует выбирать для определения места судна штатные СНО или точечные ориентиры, расположенные ближе к судну и по всему горизонту.
- Первыми измерять навигационные параметры, которые изменяются медленнее. При большом промежутке времени между измерениями приводить линии положения (изолинии) к одному моменту.
- В ответственные моменты плавания (подход к узкости, назначенной точке или рубежу и т.д.) целесообразно определять место несколькими наблюдателями разнородными ТСН. Вероятнейшее место судна после приведения к одному моменту определяется осреднением мест с учетом веса каждой обсервации.
- Рассматривать эхолот не только как средство измерения глубины, а и как средство измерения навигационного параметра (определение места по рельефу дна, в комбинации изобата – пеленг – расстояние – высота светила и т.п.). Во всех случаях одновременно с определением места судна полезно измерить глубину, которая может оказаться дополнительным фактором, позволяющим оценить надежность обсервованного или счислимого места.
Лучший способ избежать промахов – регулярно повторять измерения и тщательно контролировать отсчеты.
С целью оценки и сопоставления точности всевозможных способов обсерваций при навигационной подготовке к плаванию выполним выбор методов, средств и способов судовождения.
Выбор методов, средств и способов судовождения определяется навигационно-гидрографическими условиями плавания, оснащенностью судна техническими средствами навигации, степенью развития средств навигационного оборудования по маршруту перехода и установленным в данном районе режимом плавания.
Основным критерием для выбора методов, средств и способов судовождения является обеспечение точности и надежности судовождения, гарантирующих навигационную безопасность плавания судна.
Основной метод судовождения при плавании в видимости береговых ориентиров – счисление пути судна с систематической коррекцией места по береговым ориентирам.
При плавании в открытом море, вдали от навигационных опасностей основной метод судовождения – счисление пути судна с периодической коррекцией по внешним ориентирам.
Навигационная безопасность плавания судна зависит, прежде всего, от соотношения величины погрешности места судна и расстояния до навигационного препятствия (границы запретного района, опасной изобаты и т.п.). Это расстояние должно быть не менее величины погрешности места, умноженной на коэффициент, определяющий вероятность безопасного местонахождения судна, т.е.
(2.1)
где - коэффициент, выбираемый из табл. 1-в МТ-75 (табл. 4.14 МТ-2000) по и заданной вероятности безопасного местонахождения судна (в табл. 4.14 коэффициент обозначен );
- радиальная средняя квадратическая погрешность места судна (РСКП).
В открытом море и в прибрежном плавании принимается , а в стесненных условиях .
Из формулы (2.1) следует, что допустимая РСКП места судна
(2.2)
При плавании вблизи единичной опасности РСКП заменяется погрешностью по перпендикуляру к линии пути, т.е. по кратчайшему расстоянию. Учитывая, что величина , формулы (2.1) и (2.2) можно переписать так