Вероятность нахождения места корабля в пределах круга с заданным радиусом можно рассчитать, пользуясь таблицами 4.13 и 4.15 МТ-2000 (в МТ-75 табл. 1-в). Расчет СКП заданной вероятности – по табл. 4.14 МТ-2000.
Таблица 2.2 Расчёт Средней квадратичной погрешности места судна
Характеристика места судна |
Формула для расчёта радиальной (круговой) СКП места судна |
Примечание |
Счислимое место судна |
Мсч=(мили) |
Мо-СКП последней обсервации (мили) Мсt –СКП счисления (мили) |
СКП счисления пути судна |
Мсt =0,7 x Кс x tч(мили), при t<2 ч Мсt = Ксxч(мили), при t> 2 ч |
Кс – коэффициент счисления в районе t – время плавания по счислению (час.) |
Обсервованое место по двум пеленгам |
Мо = (мили) |
mn° – CКП измерения пеленга (град.); θ – разность пеленгов на ориентиры; D1, D2 -расстояния до ориентира (мили) |
Обсервованое место по двум дистанциям |
Мо = (мили) |
θ – угол между направлениями на ор-ры (град) mD1,2 – СКП измерения расстояния (мили) При mD1 = mD2 = mD – М0 = 1,4mD |
Обсервованое место по двум горизонтальным углам трёх ориентиров |
Мо = (мили) |
D1,2,3 -расстояния до ориентиров (мили) mά – СКП измерения углов (угл. мин.) d1-2,2-3 - расстояния между ориентирами (мили) θ – угол пересечения линий положения (град.) |
Обсервованое место по пеленгу на ориентир и высоте светила (П и h) |
Мо = (мили) |
mh – СКП измерения высоты светила (угл. мин.) mn - СКП измерения пеленга на ориентир (град.) D – расстояние до ориентира (мили) θ – угол пересечения линий положения (град.) |
Обсервованое место по секторным РМ К или РНС с использованием радионавигационных карт |
Мо = (мили) |
mзн - СКП в определении Орт.П (знаки) mv - СКП измерения радионавигационного параметра (мыс, ф. ц….) Δ – разность оцифровки соседних гипербол (зн., мкс, ф. ц….) L – расстояние в милях |
Оценка точности счисления пути корабля.
Навигационная безопасность плавания судна не может быть обеспечена без оценки точности счисления пути, т.к. обсервации производятся периодически с целью коррекции счисления.
Погрешности современных гироскопических курсоуказателей и лагов при регулировке уменьшаются до минимума и определяются. Остаточные систематические погрешности учитываются в виде поправок, а случайные – частично компенсируются современными методами обработки измерений.
Погрешности показаний относительного лага обусловлены погрешностями определения его поправки и воздействием случайных факторов (изменение гидродинамических условий, колебание параметров компенсационной системы и т.п.).
Основным фактором, формирующим погрешности счисления, является неточное знание элементов течения, выбираемых из пособий для плавания.
Среднестатистические погрешности основных элементов счисления показаны в таблице 4.4 МТ-2000. При априорных расчетах точности счисления пути судна следует пользоваться этими данными, а не приводимыми в технических описаниях.
Радиальная средняя квадратическая погрешность счисления, счислимого и счислимо-обсервованного мест.
- Погрешности счисления пути судна обнаруживаются в моменты определения его места по ориентирам, т.е. способом, не зависящим от элементов счисления. При устойчивой работе ТСН и отсутствии промахов в счислении пути невязки являются следствием погрешностей в учитываемых элементах при интервале счисления до двух часов
(2.10)
- при интервале счисления больше двух часов
(2.11)
В формулах (2.10) и (2.11):
- - коэффициент точности счисления, ;