- - интервал счисления, часы.
Коэффициент счисления и погрешностей обсерваций.
В практике судовождения точность счисления оценивается радиальной средней квадратической погрешностью (РСКП) по формулам:
- точности счисления показывает нарастание погрешности счисления по времени. Его величина зависит, главным образом, от степени оснащения судна современными ТСН и от гидрометеорологических факторов.
при плавании вблизи берегов; (2.12)
при плавании в открытом море (2.13)
При интервале счисления до двух часов коэффициент точности счисления можно рассчитать, используя среднестатистические погрешности основных элементов счисления (табл. 4.4 МТ-2000) по формуле
(2.14)
где - СКП путевого угла при дрейфе, град;
- СКП скорости хода корабля, %;
- СКП направления течения, град;
- СКП скорости течения, уз;
- скорость хода корабля, уз;
- скорость течения, уз.
При длительном плавании коэффициент точности счисления определяется опытным путем. Радиальная средняя квадратическая погрешность текущего счислимого места рассчитывается по формуле
, (2.15)
где - РСКП последнего (исходного) обсервованного места;
- РСКП счисления за время плавания от обсервованного места до данного (текущего) момента.
Радиальная средняя квадратическая погрешность счислимо-обсервованного места рассчитывается по формуле
, (2.16)
где - острый угол пересечения линий положения (изолиний);
- СКП линий положения (изолиний);
- СКП счисления за промежуток времени между измерениями навигационных параметров.
На основе анализа навигационно-гидрографических условий маршрут перехода разбит на несколько участков. Данные по маршруту перехода приведены в таблице 2.2
Таблица 2.3 Плановая таблица обсерваций
Участки маршрута |
МД (мили) |
Основные способы определения |
Резервные способы определения | ||||
способ |
Мо (мили) |
tД (мин) |
способ |
Мо (мили) |
tД (мин) | ||
0 – 1 |
0,1 |
Визуальные пеленги (3П) |
0,03 |
непрерывно |
2Д по РЛС |
0,04 |
непрерывно |
3 – 5 |
0,4 |
GPS |
0,02 |
38 |
2Д по РЛС |
0,35 |
20 |
Пролив Босфор (6-18) |
0,06 |
Визуальные пеленги (3П) |
0,03 |
непрерывно |
2Д по РЛС |
0,04 |
непрерывно |
19-21 |
0,3 |
Визуальные пеленги (3П) |
0,05 |
непрерывно |
2Д по РЛС |
0,2 |
непрерывно |
Графический план перехода судна должен наглядно отображать маршрут и основные обстоятельства предстоящего плавания судна. Основой графического плана перехода является предварительная прокладка, выполненная сначала на генеральной, а потом на путевых навигационных картах. Для сложных в навигационном отношении участков делаются дополнения к основному плану на крупномасштабных картах или врезки на той же генеральной карте.
На генеральную карту наносятся:
- линия пути судна (красным цветом). У каждого участка пути надписываются (черным цветом) путевой угол (ПУ), скорость хода на данном участке (V), длина участко пути (S).