Рисунок 1.14 - Структура доходов за 2007 г.
Рисунок 1.15 - Структура доходов за 2008 г.
Из таблицы 1.16 и рисунков 1.16 и 1.17 видно, что в структуре доходов за рассматриваемый период преобладают доходы от перевозок (97,7% и 93,7% в 2004 и 2008 году соответственно).
На основании данных таблиц 1.15, 1.16 и рисунков 1.15, 1.16, 1.17 можно сделать вывод, что до 2006 года в вагонном депо Брест наблюдался рост доходов. Так, темп роста данного показателя в 2006 году составил 217,4% к 2004 году, доходы составили 50900 млн. руб. Затем произошел спад анализируемого показателя, и в 2007 году темп роста составил 176,1% к 2004 году. Это связано с уменьшением доходов от перевозок (на 11042 млн. руб. по сравнению с 2006 годом); в то время как доходы от подсобно-вспомогательной деятельности в этот период увеличились (на 1383 млн. руб. по сравнению с 2006 годом). В 2008 году наблюдается повышение доходов от подсобно-вспомогательной деятельности на 31,13% по сравнению с 2007 годом, что связано с получением доходов за счет модернизации грузовых вагонов и тележек, деповского ремонта вагонов предприятиям других ведомств, погрузки, выгрузки пассажирских тележек для РФ, работы столовой, буфета, производства товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, услуг сторонним организациям, деповского и капитального ремонта, шестимесячной ревизии пассажирских тележек для РФ, Чехии, Словакии. Вследствие этого произошли изменения в структуре доходов: увеличилась доля доходов от подсобно-вспомогательной деятельности с 1,4% в 2005 году до 5 % в 2006 году и соответственно уменьшилась доля доходов от перевозок с 98,6% в 2005 году до 95% в 2006 году. Доходы депо за период с 2007 по 2008 год увеличились на 1583 млн. руб. и составили 42824 млн. руб. в 2008 году.
Необходимым условием нормальной деятельности предприятия является своевременное обеспечение денежными средствами хозяйственной деятельности. Расходы на производство и реализацию продукции составляют текущие затраты.
Текущие затраты железных дорог на перевозку грузов, пассажиров, багажа и почты называют эксплуатационными расходами. Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость – один из важнейших показателей коммерческой деятельности предприятия.
Они состоят из стоимости используемой на производстве продукции, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных расходов.
Расходы Белорусской железной дороги планируются и учитываются в соответствии с номенклатурой расходов основной деятельности, представляющей собой перечень статей расходов по определенной системе. В соответствии с номенклатурой учет и планирование расходов ведется по двум видам деятельности: эксплуатационной (перевозочной) и подсобно-вспомогательной.
Проведем анализ динамики и структуры расходов вагонного депо Брест за период с 2004 по 2008 год с учетом приведения данных в сопоставимый вид.
Таблица 1.15 – Динамика расходов
Показатель |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |||||||
Расходы, млн.руб. |
14052 |
20668 |
36975 |
33284 |
35441 | |||||||
Расходы в сопоставимом виде, млн.руб. |
20547 |
27983 |
46962 |
37711 |
35441 | |||||||
Абсолютный прирост, млн. руб. |
по цепной схеме |
7436 |
18979 |
-9251 |
-2270 | |||||||
по базисной схеме |
7436 |
26415 |
17164 |
14894 | ||||||||
Темп роста, % |
по цепной схеме |
100 |
136,2 |
167,8 |
80,3 |
94,0 | ||||||
по базисной схеме |
100 |
136,2 |
228,6 |
183,5 |
172,3 | |||||||
Темп прироста, % |
по цепной схеме |
36,2 |
67,8 |
-19,7 |
-6 | |||||||
по базисной схеме |
36,2 |
128,6 |
83,5 |
72,3 | ||||||||